Курьер
1986
IMDb
Режиссер: Карен Шахназаров
В ролях: Федор Дунаевский, Анастасия Немоляева, Олег Басилашвили, Инна Чурикова, Светлана Крючкова, Александр Панкратов-Черный, Владимир Меньшов.
Лучший фильм 1987 года по опросу СЭ. Лидер проката (1987, 6-е место) - 31,9 млн. зрителей. Призы: Москва-87, ВКФ-87 (Тбилиси).
Всякий фильм, снятый в эпоху правления Горбачева, исследователи рассматривают непременно в связи с исторической эпохой. Не будем плыть против течения и присоединимся к общей массе уважаемых коллег. Итак, если исходить из исторического контекста, то фильм «Курьер» о завтрашнем дне, о страхе перед неопределенностью будущего. А, как всем известно, отсутствие информации порождает скептицизм и рассматриваемый фильм не является исключением. Однако, несмотря на очевидный пессимизм режиссера (если в начале фильма модный танец изучают два человека, то в конце фильма последователей дьявольской жиги переваливает за десяток), Шахназаров пока не демонстрирует нам что всё, полная Кондапога (это он сделает через два года в «Городе Зеро»).
Потерей же духовности Карен Георгиевич озабочен и по сей день…
- Дай платок.
- У меня нету.
- Что ты сейчас сказал.
- Я говорю, нету платка.
- А.
И дело даже не в том, что мама (Чурикова) не расслышала своего сына (Дунаевский). Нет. Если верить «киношным» представителям «старшего поколения», слышать часто бывает нечего.
Однако мы пойдем по неверному пути, если будем заморачиваться на теме «конфликта поколений». Фильм не об этом. Тут и у взрослых и у подростков сокровенной мечтой являются вполне приземленные вещи: выход замуж за японца, удачный клёв, новое пальто, красная спортивная машина.
Для главного героя «материальные блага» якобы тоже стоят на первом месте. Однако что это за герой, который как все, ничем не отличается? Правильно, никакой.
В «Курьере» мы наблюдаем БУНТ. Бунт особого свойства, не типичный, бунт направленный внутрь, в самого себя. В американской культуре такие бунтари были популярны в 50-е годы, а назывался такой протест «emplosive». Между нашим «молчаливым» поколением и американским есть как сходства - безрезультатный поиск идеалов, беспричинность протеста, так и отличия – гремучая смесь нигилизма с хамством. Главным же внешним отличием является форма протеста: единственно, чем может обратить на себя внимание наш герой – это эксцентричные шутки. Если бы не эта странная оригинальность героя, то не видать ему, как своих ушей, своей будущей пассии, по совместительству красивой студентки МГУ (Немоляева). То, что по этой же причине она его бросает - совсем другой вопрос.
Финал картины трагичен: поиск примеров для подражания во взрослом мире русский Холден Колфилд так и не нашел – даже отслуживший на войне и вернувшийся весь в наградах солдат, прячет взгляд. На потупленный взгляд воина, главный герой отвечает одновременно и равнодушным и отчаянным выражением лица.
Таким образом, стандартной и привычной эволюции героя, в рассматриваемом фильме, не произошло; маска неприятия авторитетов так и не слезла с его лица.
Самое частоупотребляемое слово в фильме слово «не понимаю». Вот и я не понимаю, почему фильм не возвели в культ, как это часто делают с более слабыми картинами?
Изменено: Electrika, 30 Март 2015 - 13:01