Мёртвая тишина
Dead Silence
2007
IMDb, Официальный сайт
Режиссёр: Джеймс Ван
В ролях: Райан Квонтен, Эмбер Валетта, Донни Уолдберг, Майкл Фейрман, Джоан Хени, Боб Гантон, Лаура Риган и др.
Пока Джейми ходил в магазин, его жена была зверски убита и теперь полиция считает его главным подозреваемым. Сходил, понимаешь, за хлебушком…. Сам же Джейми полагает, что смерть его жены каким-то образом связана с куклой-марионеткой, которую оставили на пороге их с женой квартиры незадолго до трагического события. Тем более что с детства он смутно помнит страшные истории про таких вот кукол. И вот, терзаемый смутными сомнениями и преследующим его по пятам детективом Липтоном, наш герой возвращается в родной городок. Там он пытается раскрыть зловещие обстоятельства давнишней смерти загадочной чревовещательницы Мэри Шоу, которая была похоронена вместе со своими любимыми куклами в количестве 101 шт.
Всё же, согласитесь, когда знаешь, что сценарием и постановкой этого фильма занимался тот же тандем, что подарил нам «Пилу», то и ждёшь от фильма чего-то эдакого. Однако, стоит отметить, что с жизнеутверждающей сагой о похождениях Конструктора Смерти «Мёртвую тишину» роднит только концовка «в лучших традициях», ну и, конечно, куклы. Во всём остальном – это совершенно другое кино.
С концовки, собственно, и начнём. Потому как только в финале становиться понятно, ради чего Уоннелл и Ван занялись мистикой. Складывается такое впечатление, что только ради неё всё и затевалось – сначала придумался этот ход, а потом было решено присобачить к нему какую-нибудь историю.
А вот с историей вышла промашка. Конкретная такая промашка. Это, я вам скажу, просто дежа вю какое-то. Смотришь этот фильм, а перед мысленным взором отплясывают хоровод «Кошмары на улице вязов», «Тьма наступает», «Сайлент Хилл», «Туман» и дюжина ужастиков калибром поменьше. Не подумайте ничего плохого – явного плагиата в «Мёртвой тишине» нет. Но это не спасает от ощущения, что смотришь все традиционные американские мистические ужастики разом. Те же самые персонажи, те же самые фразы, та же самая последовательность поступков и событий. По крайней мере, к первой половине картины это относиться в полной мере. В результате просмотр превращается в невыносимую скуку. С середины действие начинает скакать бешеным галопом и это хоть как-то скрашивает стереотипность происходящего.
Актёры и персонажи тут под стать сюжету – ходячие стереотипы, которых завались в каждом ужастике. Главный герой так вообще никакущий, в смысле – сыгран-то он как положено, только вот персонаж вышел – скучнее некуда. Один только Донни Уолдберг постарался, чертяка. Только вот что забавно – его персонаж, детектив Липтон, подозрительно смахивает на персонажа старшего брата Донни – Марка, персонажа из «Отступников» разумеется.
Помните сцену похищения Адама из первой «Пилы», когда на героя из шкафа набрасывается злодей в страшной свинячьей маске? Вот если помните, то тогда вы знакомы с небогатым арсеналом пугающих приёмов, которые Джеймс Ван использует как постановщик. А задумка с оживающими куклами сработана настолько элементарно, что просто диву даёшься: стоит только подумать – «сейчас она (кукла) сделает что-то» - как кукла тут же делает именно то, что ты и предполагал. Кроме того, Ван не слишком разнообразен в своих находках – медленно вращающиеся глаза кукол используются для пуганья зрителя раз 10, что как минимум надоедает. В общем, обычно ждёшь от фильма ужасов чего-то неожиданного, а тут такое впечатление, что смотришь фильм, сценарий к которому ты же сам и написал.
Но не всё так плохо – оператор с художником постарались от души. Есть-таки в «Мёртвой тишине» атмосферность (правда появляется она так же ко второй половине), стильность, эффектные декорации и грим, сильный визуальный ряд. Как после просмотра «Оно» по Кингу начинаешь с подозрением относиться к клоунам, так и после «Мёртвой тишины» как то не по себе становиться от вида марионеток чревовещателей. В общем – сделали красиво, что правда - то правда. Композитор Чарли Клоузер выдал достаточно приличный саунд, хотя опять же главная тема вызывает стойкое ощущение дежа вю. Так же Ван всё ещё умеет держать бодрый темп повествования, так что действие, по крайней мере, не провисает. Ну и финал…
Нет, здешний финал не ставит всю историю с ног на голову, не является абсолютно непредсказуемым, и не заставляет непременно пересмотреть картину. Но он на голову оригинальней тех финальчиков, что нам подсунули в последних «Пилах», это уж точно. Так что считайте это приятным бонусом, который не позволяет сожалеть о напрасно потраченном времени. И сделан он по той же схеме, что и в «Пиле»: реактивный монтаж, флэшбеки и музыка, под которую разбросанные по сюжету кусочки пазла собираются в единую и достаточно неожиданную картину, а потом – бац! – вы ещё не успели переварить это открытие, а фильм уже закончился. Причём сходство с «Пилой» тут настолько сильно, что на IMDb до сих пор уверены, что в финале «Мёртвой тишины» звучит Hello, Zepp, хотя это не так.
Резюмирую: «Мёртвая тишина» - это неизвестно ради чего снятая антология пионерских ужастиков, совершенно не оригинальная, но приятная глазу и с одним неожиданным сюжетным поворотом в финале. Так что смотреть или нет – решайте сами.