Нашел-таки эту тему в бездне небытия и оставлю пару строк (а может быть и больше) на надгробии истории, которая когда-то называлась вестсайдской.
Начну с того, что если на свете есть бог кинематографии, то безусловно он обласкал и наделил талантом простым языком рассказывать сложные истории, опираясь одновременно на литературную традицию и научно-технический прогресс, одного человека - и это Стивен Спилберг. Боже, как я любил этого парня. Как он умеет вдохновенно настраивать на нужный лад, давать сладкие обещания, обманывать их, а потом многократно превосходить их. Как тонко перемешивает актерские импровизации со сценарием, помещая все на сочную картинку, небрежно играя камерой и расставляя акценты точным монтажом. Вестсайдская история - это, наверно, единственный за пару лет фильм, который я посмотрел два раза подряд. Просто, чтобы полюбоваться работой мастера и его команды.
Что же пошло не так? Почему фильм не взлетел, и лишь я одиноко гуляю по пустой теме, в то время, как всем остальным глубоко насрать, что там наснимал дедушка и сколько Оскаров он не получит на этот раз? Я думаю причин, как обычно несколько:
1) материал. Мюзиклы вещь удивительная. В теории смотреть, как взрослые люди поют и танцуют это глупо и смешно. Однако практика показывает, что если танцы и пение выполнены зажигательно, хорошими голосами и не кривыми ногами, то смотреть это интересно и ненапряжно. Эффект отключения от реальности и выработки эндорфина есть. Что же мы имеем здесь? Попытку рассказать про гопников с района. Которые поют и танцуют. И не абы как, а как балетные танцоры. Не знаю, как остальным, но меня до сих пор коробит от всех этих щелчков и балетных па в исполнении местных люмпенов. Тем более, что история мальчиковая. Два с половиной женских персонажа тут выполняют роль макгаффина, фетиша, пинапа, экспозиции, но не полноценных акторов истории. И вот эти "крутые" парни, которые должны держать в страхе местных, в свободное время поют и танцуют. Пидоры что ли? Что-то тут не так?
2) материал (опять?). Да, дело в том, что мелодии и номера, которые бы прилипали к ушам или заседали на подкорке здесь нет. Долгая история мюзикла сыграла с ним злую шутку. Те мотивы, которые должны были сделать кино хитом, уже настолько разошлись по рекламным роликам и прочему мерчендайзу, что вызывают только ленивое узнавание: так вот откуда это. Ну ок, понятно, здорово. Не более. Все остальное это скорее выставка достижений народного хозяйства: посмотрите, как мы пляшем, поем, какие мы классные, красивые, какие умеем в аранжировки и оркестровки, как мы можем делать это одновременно. И все это классно и смотрится на одном дыхании, вот только... где содержание? Где...
3) герои. К женским персонажам вопросов нет, они искренние, обаятельные, зажигательные, только вот выступают в роли красивой мебели и являются фоном мужских. Повторяю, что это не их история. К персонажам второго плана тоже как не странно нет вопросов. Они все работают на картинку, на номера, добавляют контраста, перца, где надо они реалистичные, где надо они гипертрофированные. Все мои претензии как лучи смрада сходятся в одну точку и концентрируются на Тони. С одной стороны мы имеем актера Анселя, который выделяется на фоне всех остальных общей бездарностью - парень не дотягивает по танцам, поет средне и не имеет какой-либо харизмы. С другой стороны сам Тони является довольно мутным типом. Не понятно, откуда у него такой авторитет среди братвы, потому что это классический "хороший мальчик". Он не лидер (ничего лидерского не совершает), не воин(ничего героического тоже не совершает), не идеолог или проповедник и, вообще, чего он хочет в этой истории? Сначала отказывается идти на танцы, потом почему-то идет; говорит, что не сможет разрулить драку, потом обещает ее разрулить; отбирает револьвер, просирает его, потом получает обратно, потом выкидывает; дает себя бить, потом режет ножом обидчика
Как видим масштаб персонажа достаточно мелкий. Это обыватель. Судя по всему еще он психопат, а с учетом отсидки, не знаю повезло Марии или нет, что для нее все так закончилось. Финал тоже в духе Тони - сначала орет убей меня, потом уже не хочет, но против либретто не попрешь, Шекспир так завещал
. В любом случае люди вокруг многократно толкуют ему, что им пофиг на него и его любовную драму. Их интересуют вещи сугубо более прозаические.
4) повестка. Мюзикл, как я понимаю был поставлен в эру "государства всеобщего благосостояния". В то время тупому быдлу простым гражданам задвигали прекрасные идеи про безграничное sotrudnichestvo рабочего и нанимателя, возможности для каждого, инициативу и прочую ересь. На этой волне такие поделки хорошо котировались и прекрасно работали. Вот например берем проблему нищих кварталов, эмигрантов, белой голытьбы, рассказываем им какие они дремучие, какие у них есть возможности если они оторвут задницу от дивана, в каком прекрасном месте им повезло оказаться. Параллельно танцуем и поем. Все это в какой-то мере соответствовало действительности, так как планета переживала индустриальный подъем, активно формировался средний класс и прочие социальные блага.
И вот теперь Спилберг, выглядывая из окна личного ролс ройса, смотрит на депрессивную толпу и подсаживается на ту же иглу ностальгии, что и все остальные несчастные твари. Почему несмотря на то, что тогда было хуже, люди просыпались в хорошем расположении духа, с удовольствием шли на работу и мечтали о светлом будущем (в котором нас еще не переубивали разумные машины)?
А вот же ответ лежащий на поверхности: не хватает мотивации и предпринимательского духа. Нужно напомнить массе о вечных американских ценностях. К сожалении всего этого достаточно, ценности напоминают о себе с прилавков и экраном умных устройств, вот только правила игры изменились. Спилберг снимает на 2.5 часа, но не может достоверно объяснить почему пуэрториканцы и ирландцы должны вместе утаскивать труп Тони в аптеку
На базе чего возникнет sotrudnichestvo?
И именно из-за этого сам Спилберг не снимает что-то новое, уходящее за горизонт событий, а достает с пыльной полки дримпроджект и пытается выжать из него остатки полезной субстанции. Оптимизация, мистер Стивен. Вот так. Кино