Оливер Твист
Oliver Twist
2005
IMDb
Официальный сайт
Режиссер: Роман Полански
В ролях: Бен Кингсли, Берни Кларк, Джейми Форман, Гарри Эден
ИМХОПосле оскароносного "Пианиста" режиссер Роман Полански и сценарист Рональд Харвуд взялись за экранизацию классической истории Чарльза Диккенса о сиротском мальчике, который связывается с бригадой карманников.
Брошенный в раннем возрасте и не зная своих родителей, Оливер Твист (Берни Кларк) вынужден жить в приюте. Но постоянное недоедание и ужасные условия заставляют Оливера сбежать прямо на улицы Лондона, где он знакомится с Артфулом Доджером (Гарри Эден) и попадает под влияние воров-карманников во главе со зловещим Феджином (Бен Кингсли). Но после неудачного ограбления, Оливер попадает под присмотр добряка м-ра Бронлоу, и это становится только началом невероятных приключений, ожидающих мальчика на его пути.
Старина Роман Полански может пугать (“Отвращение”), смешить (“Бесстрашные убийцы вампиров”), заставлять задуматься (“Девятые врата”) и сопереживать (“Пианист”). Мало того, что он все это может преподнести очень грамотно и мастерски, так он все свои вышеперечисленные способности режиссера воплотил в замечательном фильме “Оливер Твист”.
Кино начинается на каком-то заводе, маленькие мальчики, и среди них Оливер, работают на буржуа. Мальчишки почти не едят и от голода не могут даже спать, решаясь на следующем скудном обеде попросить добавки, – жребий попрошайки выпадает Оливеру. А реакцию буржуа надо видеть – вылупленные глаза, крики возмущения и возглас жирного начальника, который плюется от негодования себе во второй подбородок: “Им что мало!!?” Зачин фильма так построен, что от сочувствия мальчикам все перерастает в смех над толстыми господами. А такой поворот обнадеживает.
Мальчик сбегает и идет пешком в Лондон. Я бы назвал эту дорогу – “дорогу противоположностей”, потому что здесь и агрессия, и доброта, участие и безучастие.
А затем, вместе с Оливером, мы погружаемся в бурлящий старый Лондон, выполненный до мельчайших деталей. Добросовестно построенные декорации ни на минуту не выдают свое бутафорское происхождение, а сама атмосфера жизни города передана в действии. Тонкий юмор, прирожденная способность Полански в создании комических ситуаций, и целая череда смешных и страшноватых, гротескных персонажей, которые достойно воплощаются на экране актерами, играющими хорошо, а некоторые даже самозабвенно.
Весь сюжет фильма построен на Оливере. Сюжет без провалов, плавно переходящий на другие темы. И тут проявляется все общество: здесь и алчность, граничащая с любовью, и любовь неподдельная, и суровая жестокость, почти животность, доброта, беззаконие и справедливость. Все аспекты жизни переплетены в единый клубок и преподносятся в четко построенных диалогах и действиях, от которых можно, как и улыбнуться, так и возмутится. Поэтому в конце фильма неизменно появляется мораль и все кончается хорошо.
Еще одним существенным плюсом к и без того, отличному фильму, является музыка. Она не живет отдельно с происходящим на экране, как это часто бывает, а органично вписывается в происходящее, да и так хороша и запоминающаяся, что при выходе из кинотеатра ее тянет насвистывать или воспроизводить в голове.
В итоге получилось хорошее семейное кино. Без претензий на что-то и без какого-то ни было навязывания. Грамотно задуманное и так же воплощенное на экране.