Джеймс Бонд и Эдипов комплекс
Подтекст фильма «Голдфингер»
Хотя ранее я говорил, что «Живёшь только дважды», «Из России с любовью» и «Золотой Глаз» демонстрируют намеренное использование подтекста, на самом деле я считаю, что ВСЕ фильмы о Бонде действуют на схожем подтекстовом уровне. Было ли так задумано создателями – неизвестно. Однако культовый статус этих фильмов и их неподверженность действию времени говорит о том, что это не просто шпионские боевички. Если взглянуть в корень, фильмы о Бонде, по моему мнению – это то, что Фрейд называл «Эдиповой стадией развития», а именно подсознательная тревога, возникающая у молодых мужчин, когда они сталкиваются с авторитетом властного отца, пытаясь найти своё место в жизни, и самое главное, свою женщину – что является наградой за подавление Эдипова комплекса. (Но это не может быть Папина женщина, ибо спать с «мамой» - космическая ошибка, приводящая к саморазрушению.) Вот почему я убежден, что бондовские злодеи должны быть старше него (чего EON в последнее время избегает), и почему эти фильмы так привлекательны для мальчишек в возрасте около14 лет. Именно при взрослении мы сталкиваемся с внутренними Эдиповыми проблемами, связанными с отделением от родителей, и фильмы о Бонде помогают нам адаптироваться в непривычном «внешнем» мире. Одна и та же история повторяется снова и снова без особых вариаций, совсем как в детских сказках, пока мы не вырастем из них. Вот почему более старшие поклонники бондианы считают, что фильмы, начиная с какого-то определённого фильма в прошлом, «уже не срабатывают». Дело не в том, что фильмы уже не срабатывают (об этом говорит постоянный приток новых поклонников), а в том, что мы вырастаем и теряем способность найти эмоциональную связь с фильмом на уровне подтекста.
Так какой же фильм демонстрирует Эдиповский подтекст в образцовой форме? Ответ прост. Это фильм, который считают образцом всех Бонд-фильмов – «Голдфингер».
Невероятно, но в самом начале фильма, Бонд признаётся танцовщице кабаре Боните: «У меня лёгкий комплекс неполноценности» (!) Ясно, что он шутит, но шутка довольно странная для Джеймса Бонда. Вложив в уста Бонда эту фразу, авторы признают сам факт существования такого понятия как «психологические комплексы» во вселенной Джеймса Бонда. И что вы думаете? По сути своей, «комплекс неполноценности» - это Эдипов комплекс. Возникает вопрос, перед кем это Бонд чувствует себя неполноценным? Ответ – в названии фильма. Аурик Голдфингер –опредёленно Отец, а Бонд – «сын» в этом фильме. Сравним хотя бы их машины. Обе – британские, но явно принадлежат разным эпохам. У Голдфингера – управляемый шофером Роллс-Ройс, символ власти и богатства старшего поколения. У Бонда – новенький Астон-Мартин, символ молодости и сексуальности. Вообще-то машина Бонда не просто сексуальна, она превращена в объект поклонения благодаря удивительным гэджетам. Единственный гэджет в машине Голдфингера – это Одджоб, который является физическим воплощением половой силы Голдфингера. (Подробнее об этом - позже).
Суть Эдиповой драмы – взаимоотношения «сына» с женщинами и опасность, которой он подвергается, посягая на собственность «Папы» – образно говоря, на его золото. И «Голдфингер» использует подтекст на полную.
Главное в «Голдфингере» - не суперограбление, а грандиозная ошибка, которую совершает Бонд, переспав с женщиной Голдфингера (метафорической Мамой). Я что-то не так понял, или Бонд правда люблён в Джил? Этот соблазнительный крупный план Джил в постели, да и вся любовная сцена выглядят как-то, по-домашнему, что ли. Мы впервые видим Бонда на кухне. А фраза Бонда про Битлз («Это всё равно, что слушать Битлз, не заткнув уши ватой») кажется неподходящёй для него. Жаловаться на рок-музыку будет скорее старик, а не молодой, современный мужчина, как Бонд. Но поскольку в этой сцене Бонд примеряет на себя Папину роль, фраза подходит идеально. Это кстати последнее, что он успевает сказать. Неожиданно его вырубает загадочная Рука (олицетворение Папиного Гнева), а придя в себя, он видит самый культовый образ во всей бондиане – Джилл мертва. Не просто мертва, Годфингер вернул её себе, отметив своим знаком (золотом), превратив её в предмет. Голдфингер делает Бонду предупреждение – живая или мёртвая, эта женщина – моя! Задумайтесь, не странно ли, что самый известный кадр из этого фильма (настолько, что он даже использован на постере) – мёртвая женщина? Это придаёт мощь этой сцене, Бонд явно выбит из колеи, и до конца фильма его отношение к женщинам будет не таким самоуверенным.
Сюжет «Голдфингера» вторичен по отношению к собственной психологической драме Бонда. «Это не личная вендетта, 007» - предупреждает М. Но это именно вендетта, поскольку официальное задание Бонда идеально совпадает с его личной целью. Выяснить, где Папа черпает свою силу – своё Золото. Золото в этом фильме символизирует власть и силу, которых у Бонда нет. «Заберёте его завтра в отделе Q” - рявкает М, когда Бонд потянулся за слитком нацистского золота. Манипенни напоминает Бонду, что из золота делают обручальные кольца. При этом она ловко бросает шляпу Бонда на вешалку – прежде это была привилегия лишь самого Бонда. Сильные, самостоятельные женщины доминируют в «Голдфингере» - одна из причин, почему фильм не стареет.
Что меня всегда удивляло – Бонд и Голдфингер оба знают, что на уме у другого, и тем не менее продолжают играть друг с другом в некую игру. Словно подросток в «трудном возрасте», сидящий за обеденным столом с отцом и втайне мечтающий дать ему по морде, и отец, спокойно относящийся к этому тайному желанию сына, зная, что он этого никогда не сделает, у него просто не хватит мужества. В нашем случае, «отец» и «сын» мерятся силами в спорте, играя в гольф. Приз, естественно, золото (то есть Власть). Но золотой слиток не принадлежит Бонду. Он блефует, причём опасно. С точки зрения подтекста, если бы он действительно обладал этой Властью, не было бы необходимости бросать вызов «отцу».
Поскольку Бонд победил, Голдфингеру необходимо восстановить равновесие сил, продемонстрировав, что и он обладает сексуальной мощью, воплощением которой является его подручный Одджоб. Одджоб обезглавливает («убивает») женскую статую, образно повторяя то, что сделал с Джилл. И будь то убийство женщины или обезглавливание статуи – это вовсе не проблема для всех голдфингеров этого мира, потому что они «владеют клубом». Бонд может, и победил и в игре, но для Голдфингера он по-прежнему мальчишка. Вот тебе мелочь на мороженое, сынок. Иди, погуляй.
Новая опасность появляется в форме женщины. Тилли Мастертон – загадка для Бонда, и он прилагает все усилия, чтобы выяснить, кто она. А как ваша фамилия? А откуда вы? (иными словами, не принадлежите ли вы Ему?) А она кстати принадлежит, хоть и не напрямую – ведь она сестра Джилл. И как только Бонд выяснил этот факт, Тилли убивают, и снова это делает олицетворение пениса Голдфингера (ну вот, я таки назвал вещи своими именами), Одджоб. Бонд в шоке. Он снова выбрал не ту женщину, что снова обрекло её на смерть, и на этот раз он даже не успел переспать с ней. Кастрация?
Должен ли я объяснять, что лазер – это устройство для кастрации? Никакого подтекста, всё буквально. Голдфингер хочет отнять у Бонда его Силу, как Бонд пытался отнять у Голдфингера его. Если бы подобное пытался сделать, скажем, Алек Тревельян, это было бы тематически неправильно*, но с таким злодеем, как Голдфингер, всё выглядит естественно. Вот почему лучшие злодеи – те, что годятся Бонду в отцы, и Флеминг это прекрасно понимал.
Также обратите внимание – Бонд не освобождается сам. Его пощадил Голдфингер. Бонд полностью во власти Голдфингера, и Голдфингер решает, выключать лазер или нет. Отныне, сексуальная сила Бонда – это подарок от Папы, подарок на определённых условиях.
Заключив сделку с Папой, сын приходит в себя и получает в награду проститутку. «Меня зовут Пусси Галор» - если это не имя проститутки, то что тогда? И снова, Бонд сначала осторожно выясняет о её отношениях с Голдфингером, прежде чем что-либо предпринять. На ответ Пусси «Я личный пилот мистера Голдфингера» он переспрашивает «Насколько личный?» Этот его вопрос всегда казался мне несколько странным, и даже грубым, пока я не понял подтекст. Сделавшись импотентом после сцены с лазером, Бонд хочет знать, что же перед ним – последняя попытка, которая погубит его, или спасение его сексуальной силы? Создатели фильма изо всех сил стараются подчеркнуть, что Пусси - не любовница Голдфингера. Голдфингер хочет её, но не может заполучить. «Посторонним вход воспрещён» - вот её девиз. (В книге Пусси лесбиянка, так ли это в фильме – решайте сами. Фраза «У меня иммунитет» о многом говорит, как и ее «Летающий цирк», целиком состоящий из девушек).
Узнав, что Пусси не является любовницей Голдфингера, Бонд начинает агрессивно добиваться её. Есть ли лучший способ доказать, что ты мужчина, чем завоевать женщину, которой не смог добиться Папа? Но Бонд делает открытие, что заполучить свою собственную женщину гораздо сложнее, чем отнять уже готовую. В книге «Шпион, который меня любил» Флеминг сказал устами главной героини Вивьен Мишель: «Каждая женщина тайно мечтает быть изнасилованной». К сожалению, именно в этом состоит решение дилеммы Бонда, предлагаемое фильмом. Бонд овладевает Пусси так, как никогда не делал в предыдущих фильмах. Схватка в амбаре выглядит странно. Очень небондовская и абсолютно несексуальная. Однако насилие срабатывает, и Пусси немедленно принимает сторону Бонда. Даже по меркам Бонд-фильма, это очень неубедительный и наивный момент.
Восстановив сексуальную силу, Бонд готов приступить к заданию. С помощью Пусси, сорвать Папины планы не так уж и невозможно, как казалось ранее. Но сначала Бонду предстоит ещё одна схватка. Он должен одолеть символ Папиной сексуальности – Одджоба. Бонд делает это с помощью энергии в чистом виде – электричества.
Интересно, что и в начале и в конце фильма Бонд убивает человека электричеством!). Лишив Папу потенции, Бонд более не страшится сразиться с ним. Голдфингер облачён в военную форму, которая ему не принадлежит – отчаянная попытка выглядеть, как мужчина, и вооружен золотым пистолетом, который из-за этого больше выглядит как женский, чем символизирует власть. Меня всегда задевало, как лишённый мужского достоинства Голдфингер говорит Бонду, что Мисс Галор «там, где ей и место – у руля». Конечно, она у руля! И это последние слова Голдфингера, прежде чем он покинет чрево самолета в странной смерти, напоминающей рождение на свет. Голдфингер не просто мёртв. Он стёрт из существования.
«Сейчас не время спасаться» - говорит Бонд в конце фильма. Достигнув главной цели – освободившись (хоть и временно) от своего Эдипова комплекса – Бонд вправе насладиться главной наградой – pussy galore**.
________________________________________
* от переводчика – так вот почему так резко погиб киношный Ле Шифр!!
** изобилием пипок.
Изменено: Krilencu, 24 Июнь 2020 - 20:27