Уж не знал, куда это постить - сюда или в тред матрицы, но думаю сюда чуть правильнее будет. По поводу того, кто кого раньше, отрывок из интервью на филмз.ру с одним из продюсеров матрицы. "Связь", кстати, вышла в 96-ом году:
— Я слышал, что когда вы работали на Warner Bros., то первым заметили «Матрицу» и долго вели ее к премьере. Как вы распознали потенциальный хит в таком странном сценарии (ну, для середины 90-х он был, прямо скажем, нетипичным)?
— Да, он и в правду был странный. А дело было так — я прочитал сценарий братьев Вачовски, который мне ужасно понравился. Это не был сценарий «Матрицы». Про них тогда никто не слышал — они же из Чикаго. Но та рукопись мне очень понравилась — она был жесткой и классной. Я позвонил и назначил им встречу. Мы подписали договор на пять сценариев. Подписал их на максимально долгий срок, потому что заметил грандиозный талант. Мы начали работать вместе, они писали. Первым нашим совместным сценарием был «“V“ значит Вендетта». И вот тогда они начали предлагать одну свою безумную идею. Я как-то не особо проникся их замыслом. Да, история нереальная, но тогда им лучше было бы над другим сценарием поработать. Я даже пытался предложить им нового «Супермена» написать. Но они настаивали и решили сделать свой сценарий просто так, задаром. Оказалось, что купить его готов только я, потому я и купил. Дальше — больше. Они захотели стать режиссерами этого фильма. Я говорю: «Да вы что, народ, вы же никогда ничего не снимали». То есть, надо же с чего-то начинать — с какого-то небольшого фильма. Они тогда предложили снять «Связь». Я сказал, что Warner Bros. никогда не возьмется за такое кино, но что я предоставлю им время для съемок в рамках контракта. В результате получился отличный фильм. За этот период они успели подготовить двенадцать вариантов сценария «Матрицы». Я постоянно их разочаровывал, потому что не понимал сути. Они мне: «Освободи свой разум!» А я: «Уж простите, но я не въезжаю — зачем люди машинам нужны?» Они начинали мне на совещаниях доказывать, что я ничего не понимаю, что люди служат батарейками. Я отвечаю: «Ну, так давайте так в сценарии и напишем». Фраза перекочевала в фильм, потому что я не понимал, в чем там дело. Поскольку мы очень долго работали над сценарием, я в итоге все понял. А вот в Голливуде все недоумевали. Особенно сопротивлялись агенты и менеджеры. Они не хотели рекомендовать фильм своим клиентам, потому что ничего не понимали. Было очень трудно уговорить кинозвезд и киностудии, потому что многие либо не понимали и боялись сюжета, либо все это им казалось белибердой. Когда я получил добро в Warner Bros., мне позвонили трое близких друзей и сказали, что я совершил самую большую ошибку в своей карьере, что надо срочно прекращать, что получится второй «Джонни Мнемоник». Помнишь «Джонни Мнемоника»? Он же провалился. И вот я сижу и думаю: «Неужели я совершаю ошибку?» Когда близкие люди говорят, что ты гробишь свою карьеру, то как-то не по себе становится. Но мы продолжили работать, слава Богу. Теперь я считаю этот фильм одним из самых успешных за время моей профессиональной деятельности.