Посмотрел "Insidious: The Red Door" (2023). Предварительно пересмотрел предыдущие 4 фильма серии, чтобы освежить воспоминания.
Сотрудничество Ли Уоннелла и Джеймса Вана породило довольно-таки самобытную франшизу ужастиков, в которой простота мифологии соседствует с бюджетностью исполнения, но взамен режиссеры получают в свое распоряжение действенные инструменты для креатива в рамках созданного сеттинга Запределья. Вот только пользуются они этими инструментами по-разному, что отражается на восприятии некоторых фильмов.
И, конечно же, забавно, что персонаж, убитый в первом фильме, стал практически ключевым для всей серии, обусловив появление целых двух приквелов. Лин Шэй (как и Тобин Белл в "Пиле") стала своеобразным микрофеноменом, когда малоизвестный актер оказывается в нужное время в нужном месте, и находит для себя "ту самую роль".
Астрал / Insidious (2010)
Чистый и незамутненный Джеймс Ван, создавший атмосферный ужастик практически за копейки за счет простой, но изобретательной истории Ли Уоннелла, хорошего актерского состава, звукового сопровождения Джозефа Бишары и собственного воображения.
Астрал: Глава 2 / Insidious: Chapter 2 (2013)
Достойная попытка Джеймса Вана выпутаться из ловушки стандартного клиффхэнгера ужастиков, который он сам же и оставил. Устанавливается прямая взаимосвязь с первым фильмом, немного расширяется мифология Запределья, раскрывается загадка Невесты-в-черном, и завершается история семьи Ламберт. Happy End!
Астрал: Глава 3 / Insidious: Chapter 3 (2015)
Ли Уоннелл самолично занимает кресло режиссера, чтобы рассказать историю знакомства Элизы со своими помощниками Спексом и Такером. Попытка неплохая, но совсем необязательная. Мистика Запределья еще работает, но уже в меньшей степени. Местный призрак ничем особенным не выделяется, как и семья, которую он терроризирует.
Астрал: Последний ключ / Insidious: The Last Key (2018)
Адам Робител снимает еще один приквел про Элизу, но в этот раз Ли Уоннелл сочиняет гораздо более интересный сюжет, переплетающийся как с прошлым Элизы, так и с первым фильмом. На выходе получился крепкий атмосферный ужастик с неплохими актерами (Джош Стюарт, Хавьер Ботет, Брюс Дэвисон), и хорошим материалом для Лин Шэй, который она смогла эмоционально отыграть. Демон-с-ключами показался одним из самых любопытных монстров в серии, как и вся тема, связанная с серийными убийцами под влиянием потусторонних сил (сегмент с обнаружением чемоданов запомнился очень хорошо). Этот аспект во франшизе ранее не раскрывали.
Астрал: Красная дверь / Insidious: The Red Door (2023)
Попытка продолжить историю семьи Ламберт (Джоша и Далтона, в частности) спустя 9 лет после событий второго фильма, но попытка явно неудачная. Первый фильм, в котором Элиза, Спекс и Такер присутствуют лишь в качестве камео. Самый слабый представитель франшизы на текущий момент.
ПОНРАВИЛОСЬ:
- Актерский состав: возвращение Патрика Уилсона и Роуз Бирн, а также пацанов из первых двух фильмов, которые за прошедшие годы подросли, а Тай Симпкинс вроде как и вовсе даже продолжает актерскую карьеру, засветившись в "Железном человеке 3", "Мире Юрского периода", "Славных парнях" и "Ките".
- Сюжетная ветка Далтона: весьма рабочий ход - сделать Далтона начинающим художником, чтобы через его рисунки передавать определенные образы зрителю (что-то подобное практиковал Спекс в первом фильме, но потом об этой "фишке" благополучно забыли).
НЕ ПОНРАВИЛОСЬ:
- Пустое Запределье: разительный контраст с фильмами Вана и приквелами, когда в Запределье не происходит практически ничего. Возможно, режиссер изначально не собирался креативить в этой области, сосредоточившись на драме Джоша и Далтона, или же у него попросту не было никаких идей. Так или иначе, помимо пары локаций по сюжету, персонажи путешествуют в Запределье в абсолютной пустоте и одиночестве.
- Красноликий Демон и его тайна: так и остались нераскрытыми.
- Попытки в реткон: теперь оказывается, что во втором фильме одержимому Джошу с молотком помешали не Элиза и Лоррейн, но взрослый Далтон из Запределья. Очевидно, это было сделано ради драматического эффекта, но реткон слишком явный и натужный.
СТЕРИЛЬНО. Режиссерский дебют Патрика Уилсона использует сюжетные и стилистические наработки предшественников, но фильм лишен собственной идентичности. Акценты смещены с мистики и зловещей атмосферы Запределья на пустопорожнее выяснение отношений между отцом и сыном.
Изменено: Wooser, 06 Август 2023 - 12:28