Опубликовано 14 Июль 2011 - 22:36
История создания
"Джон Картер" - невероятный, грандиозный голливудский долгострой, в сравнении с которым время, затраченное на работы над "Аватаром" или перезапуском "Конана", выглядит стремительно пролетевшим уикендом, вышел на финишную прямую.
Первые работы над проектом начались в далеком 1931 году, когда Роберт Клампетт (создатель поросенка Порки и множества мультфильмов Looney Tunes) предложил Эдгару Берроузу экранизировать "Джона Картера" в виде первого в истории полнометражного анимационного мультфильма. Создатели с энтузиазмом погрузились в пре-продакш картины, создавая скетчи, миниатюрные скульптуры героев, делая наброски сценария, а также сделав черно-белый тестовый футадж, который должен был продемонстрировать, в каком направлении они видели экранизацию книги. Берроуз и Клампетт рассматривали будущую картину как серьезную фантастику. Однако студия MGM видела фильм в совершенно другом свете — легкая комедия с хулиганистым героем. Несовпадение во взглядах привело к тому, что спустя год проект лег на полку.
Затем, в 50-х и 70-х проектом интересовались Рэй Харрихаусен и Джордж Лукас соответственно. Однако в основном это были лишь желания самих постановщиков.
Признаки жизни "Джон Картер" снова начал подавать лишь в 80-х гг. Тогда Disney решила сделать уже игровую картину на стыке стилистики "Звездных воин" и "Конана". Теду Эллиоту и Терри Россио поручили написать сценарий. Марио Кассар и Эндрю Вайна должны были спродюсировать картину на мощах своей студии Carolco. Постановщиком был назначен Джон МакТирнан, а Том Круз должен был сыграть главную роль. Через несколько месяцев режиссер заявил, что визуал ленты невозможно воплотить в жизнь на технической базе, имевшийся в Голливуде на тот момент. Таким образом, существенный производственный масштаб и несовершенство на тот момент спецэффектов не позволили проекту сдвинуться с мертвой точки.
Новый этап работы над многострадальной экранизацией начался в 2001 году на волне колоссального успеха "Властелина колец" и "Гарри Поттера", подтолкнувшего многие студии к реанимации старых проектов в жанре фэнтези. "Джон Картер" воскрес на студии Paramount Pictures, которая поручила работу над сценарием Марку Протосевичу, а в кресло режиссера усадила Роберта Родригеса. На дворе был 2005 год, съемки проекта должны были вот-вот начаться, но грянул скандал из-за соавторства Фрэнка Миллера на "Городе Грехов" и Родригесу пришлось покинуть Гильдию режиссеров, а соответственно и сам проект, так как согласно профсоюзному соглашению студия не имеет права работать с режиссерами, не входящими в состав гильдии ("свободными художниками").
Проект в срочном порядке передали Керри Конрану, отметившемуся "Небесным капитаном", а драфт сел переписывать Эрен Крюгер, однако Конран покинул проект после года активного пре-продакшена (модернизировали историю, сюжет сделали более современным, создали кучу концепт-артов, а также нашли места для съёмок, основную часть которых планировалось провести в Австралии).
Эстафетную палочку принял Джон Фавро со своим сценаристом Марком Фергюсом. Фавро собирался: оставаться верным духу книги; несмотря на обилие планировавшихся CGI-эффектов, использовать оптические эффекты, снимать на натуре и в декорациях, тем самым, уйдя от идеи съёмок всего фильма на фоне синего экрана; построить сюжет фильма в совершенно ином русле, уделив в первую очередь внимание герою и только потом приключениям; обильно использовать наравне с CGI-эффектами механические эффекты; вернуть действие из двадцать первого века обратно во время гражданской войны. Источником своего вдохновения Фавро называл "Планету обезьян" (1968 года и ремейк Тима Бертона). Сценарий был готов, однако одновременно с "Джоном Картером" студия разрабатывала и ремейк "Звездного Пути" под руководством Джей Джей Абрамса. В итоге Paramount предпочла возродить приключения Кирка и Спока, положив экранизацию Берроуза на полку.
Paramount не стала продлевать свои права на экранизацию книги, которые в 2007 году вновь были куплены Disney. Сначала, в 2007 году, фильм предложили Земекису, активно работающему с mo-capture. Правда затем Disney передал проект своим лучшим творцам - Pixar. В октябре 2007 года было официально объявлено, что Эндрю Стэнтон, режиссер лучшего пиксаровского творения, поставит первый в истории студии игровой фильм, и, если он будет успешен в коммерческом плане, Pixar воплотит на экране целую трилогию.
Дальше, вы все знаете... Проект выходит на экраны в следующем году, ровно сто лет спустя, после того как первый рассказ из марсианского цикла Эдгара Райcа Берроуза "Под марсианскими лунами" был впервые опубликован в журнале "All-Story" (февраль 1912), и спустя восемьдесят лет, после того как было объявлено о намерениях экранизировать книгу.
Сам я очень надеюсь как минимум на шедевр, а как максимум на классику кинофантастики.
"Past is never dead. It's not even past." William Faulkner