Не могу пройти мимо такого цикла. Тут написано уже много, не вижу смысла расписывать плюс минус тоже, но про свое настроение отпишу.
Часть первая - лента в жанре этапная. По сути правящий триумвират супер-маньяков десятилетия оформлен. По харизматичности Крюгер уделывает и Майерса и Вурхиза. Единственный очевидный недостаток ленты - это скромный бюджет. Если бы Крэйвену дали столько же, как на сиквел, то получили бы мы просто мега слэшер. Крюгер в фильме не хохмит, а пугает и издевается над бегающими агнцами. Много крови, много атмосферы, Крюгер страшный. Недостатки, как я и говорил, только в бюджете.
Месть Фредди. Каким то удивительным образом я совершенно пропустил мимо глаз и ушей аллюзии на ЛГБТ. Честно. Наверное потому, что смотрел вторую часть в году 1989-1990 и был я тогда в 3 классе. На самом деле слэшер стал суровее, Крюгер еще злее, удивлен, что показали процесс шинковки молодежи у бассейна скромнее (это недавние впечатления, так как в 1990 казалось, что неслабо детей положили). Если не брать в расчет, что продолжение связано с первым фильмом только маньяком и дневником, то получилось вполне. Сейчас, конечно, физрук в коже, странные отношения между Джесси и Роном. Но спецэффекты на порядок спецэффектнее.
Войны сна. К 1987 у Крюгера был конкретный и опасный конкурент - Джейсон Вурхиз, у которого на тот момент было аж 6 фильмов. Благодаря успехам классических 3 и 4 эпизодов (каждый из них десятикратно обскакал производственный бюджет), Пятница 13 к шестому фильму разжилась даже авторским саундтреком: подвязавший с алкашкой Элис Купер сбацал три песни, включая хит He's back (man behind the mask). Надо было догонять. По итогу - топовый топ. Да, переход на территорию темного фентези. Но. Все очень изобретательно. Спецэффекты в огне, даже сейчас. Грим Крюгера - мое почтение. Сам маньяк становится главным героем всего цикла: он оригинален, омерзительно-обаятелен, реально за него начинаешь болеть. Очень толковая подборка подростков, которые не совсем уже "скотина на убой", что не частое явление для данного жанра. Тех, кто пойдут на финальную битву и вовсе даже жалко (особенно молоденькую Дженнифер Рубин). Развязка - отличная. В плане саундтрека привлекли не "чуть было не вышедшую в тираж звезду", а модных, стильных, молодежных металлистов Dokken с авторитетным гитаристом-шреддером Джорджем Линчем. За фоновый саундтрек отвечал сам Анджело Бадаламенти. В итоге титульная песня Dream warrior - один из лучших радио-металл хитов тех лет и украшение и без того мультиплатинового альбома группы Dokken "Back for attack". Ну и гитарные запилы их же гитариста Джорджа Линча.
Хозяин снов. Франшиза Пятница 13 стала потиху сдуваться. Шестая часть была успешной, но не так, как 3-5 (да-да, даже неоднозначная пятая). Триквел Крюгера прям взлетел. В четвертом фильме разрешили Харлину оторваться и дали еще больше денег. В плане драматургии имеем плюс-минус стандартное подростковое действо, но тем не менее тинейджеры довольно запоминающиеся, к примеру в Пятнице-13 этим не грешили. Очень эффектное возвращение Крюгера и отменная первая волна убийств-зачистка выживших из прошлой ленты. Дальше развивается тема темного фентези, со всеми этими силами и душами, но с учетом спецэффектов и фантазии авторов - очень добротно, изобретательно и смотрится без балды. Крюгер харизматичный злодей, крадущий ленту. В саундтреке Go west, Blondie, The Angels, Love/Hate и бывший КИССовец Vinnie Vincent.
Дитя снов. Не понимаю упреков фильму. Да, потерялись в динамике. Да, попытка приплести атмосферный, мистический хоррор получилась неровной. Зато лента вернулась в колею жестких ужасов. Убийств мало, но очень цепляющие. Я понимаю, что Хопкинсу "подрезали крылья", иначе гуро было бы куда как злее, но помню, что у меня на кассете 4 и 5 части были вместе и я в 1990 году выложил немало кирпичей за 3 часа просмотра обоих фильмов. Запомнились убийства Дэна в начале, суровая комкис-бойня с Марком. В саундтреке WASP и Брюс Диккинсон. А также Romeo's daughter.
Последний кошмар. Оба маньяка, что хоккеист, что профессиональный сомнолог к началу десятилетия стали сдуваться. Крюгера решили мочкануть и сделать это эпично, прям раскрыв всю его подноготную. Как итог - перечеркнули почти все, что угадывалось в сумерках и кошмарах, что делало монстра страшным. Крюгер стал просто одержимым перед смертью, а вообще виноват злодей папаша (Элис Купер и эту франшизу облагородил и символично), общество и мудаки-одноклассники. Дальнейшие семейные ценности Крюгера, с его дочерью... В общем если кратко, то в 1991 году мне это казалось очень смотрибельным. К концу 90-х это казалось facepalm-ом. Определенно это самая слабая часть франшизы, даже с учетом неоднозначной второй части. В саундтреке Элис Купер, который в тот момент был в зените своего второго пришествия (блокбастер Trash с суперхитом Poison, записанный с легионом звезд тяжрока тех лет и альбом Hey, stoopid, на котором записались вообще все гитарные звезды тех лет: от Слэша, до Стива Вэя).
Новый кошмар. Это другое. Фильм чистый постмодерн, кошмар внутри кошмара, то ли сон, то ли явь. В общем маэстро Крейвен до собственного Крика и будущего нолановского Начала очень неплох прошелся по теме. Фильм спорный, не без недостатков, но в свое время был очень хорошим "вот это поворот" во франшизе. Не нравится грим Крюгера, но нравится как он делает дело. Он снова чертовски страшный.
Изменено: TR@SH, 21 Июнь 2022 - 17:59