Три дебила - это сила!
Просто прекрасный в своих деталях фильм, снятый на совершенно нетипичную для Бэя тему и за нехарактерные для него (в последнее время) деньги, почти за копейки. При этом картинка все равно остается по-беевски яркой и сочной, с (уже) фирменными примочками и эффектами.
Но, положа руку на сердце, у Бэя тут была одна задача: не испортить исходный материал. Потому что история про трех отмороженных дебилов-качков, тех самых дебилдеров, затеевших похищение человека со всеми вытекающими последствиями, прекрасна сама по себе, да еще и по реальным событиям. Важный момент: именно дебилов, а не дураков. У дебилдеров есть четкий план, которому они следуют, распределены роли, в нужный момент могут на лету что-то переиграть, исходя из ситуации, в целом креативно подходят к решению вопросов. Проблема только одна: все трое отличаются удивительно специфичным мышлением, прямо таки альтернативным. То ли те самые анаболические стероиды виной, то ли это натурально божий дар (три ха-ха в контексте персонажа Дуэйна Джонсона), но факт остается фактом: все их действия, поступки и решения отлично описываются при помощи слова "дебильный". Какой закономерный финал может быть для дебилов, уверовавших в то, что они-то как раз - "ого-го!" и вообще возвышаются над серой массой (с такими-то дельтовидными и квадрами, пощупай!)? Правильно, "пацаны к успеху шли, но не сложилось, не фартануло".
На экране же с определенного момента начинаются такие дичь и угар, что уже не знаешь, то ли ржать в голос, то ли хвататься за голову. "Это все еще реальная история" заботливо напоминают нам титры фильма. И в целом, если подумать, ничего фантастического в данной истории нет, а отдельные ее элементы вышли настолько интернациональными, что нечто подобное можно (было) увидеть даже в наших палестинах, достаточно посмотреть/послушать криминальные хроники. Ну а как резвились крепкие парни в спортивных костюмах в "лихие 90-ые", думаю, не надо рассказывать никому, кто застал те времена в трезвой памяти. Возможно, именно поэтому "Кровью и потом" получается почти побратимом балабановским "Жмуркам", с той лишь разницей, что Алексей Октябринович снимал, скажем так, по мотивам того времени, а Бэй - по совершенно подлинной истории. И, самое характерное, что накал идиотии, что яркость и достоверность образов в итоге вышли почти на одном уровне.
3 дебилдера в исполнении Уолберга, Джонсона и Маки получились просто на загляденье, эталон тупого качка. И я сейчас ни в коем разе не говорю, что все качки - тупые. Есть умные, успешные, состоявшиеся атлеты. Но процент их, прямо скажем, невелик, и некоторые из них известны даже людям, далеким от бодибилдинга. Наша же троица, хоть и заряжена изрядной дозой гротеска в интересах картины, представляет собой более распространенную группу качков. Это как раз самые дебилдеры, населяющие почти каждый спортзал: в башке только подходы с повторами пополам с аминокислотами, дохуя амбиций и минимум достижений в реале. Вот парни со всей своей одаренностью и идут к своей персональной Великой американской мечте. Вообще, по этой самой Американской мечте (АМ) кинематографисты тоже проехались основательно, обстебав под всевозможными углами. АМ тут чуть ли не главный движитель сюжета. Главный дебилдер Дэниэл Луго (Уолберг) реализовывает свою АМ. Которая состоит в том, чтобы разбогатеть за счет терпилы, который вроде уже воплотил свою АМ, но вот только неправильно пользуется своими игрушками, и вообще гад, подлец и несимпатичная рожа. Частный детектив решается помочь терпиле, потому как с тем обошлись "не по-американски" (считай, не та у грабителей была АМ). В общем, куда не глянь - везде гротеск, угар и маски вместо рож, и не смотри, что "по мотивам". Если терпила - то настолько отвратительный (молодец, Тони Шалуб), что вряд ли вызовет сочувствие, а полицейские его сами готовы волочь в околоток, наверняка какой-то наркобарыга. Если подружка дебилдера - то типичная кукла-мукла, у которой весь интеллект ушел в сиськи. Еще один терпила - натуральный порно-делец в комплекте с любовницей, имеющей именные силиконовые имплантаты. Полицейские - предвзятые неповоротливые расисты, которые без пендаля в нужном направлении предпочитают забить на проблему, нежели разбираться с ней. Да даже простые граждане, соседи и знакомые дебилдеров - близорукие ханжи, которые готовы принять в свое общество откровенных отморозков, если они ездят на "Порше", платят наличкой (- Вас это не удивило? - Нет, я подумала, что он или спортсмен, или рэпер: он же черный!) и катают их на личном катере. Это же не отморозки, это успешные состоявшиеся люди, сиречь воплощение АМ! И только многомудрый и неспешный, как удав Каа, частный детектив в исполнении Эда Харриса выгодно выделяется на фоне этого парада идиотии.
В общем вся эта тема настолько узнаваемая, приправлена настолько яркими образами и такими чернушными отжигами, что меня несколько удивляют прозвучавшие выше претензии отдельных критиков к недостатку комедии/юмора (!) и экшена (!!!). Это же чистейшая "балабановщина", когда люди "в матерьяле" с воем катаются по полу, а непричастные недоумевают: обещали же смешно, где? Это же Бэй, где экшен?! В принципе, несоответствием конечного результата изначальным ожиданиям я бы и объяснил всю критику в адрес такой нетипичной картины Бэя. Ну кто бы мог подумать, что идиотская история похищения толстосума тремя дебилдерами, переодетыми в ниндзя, окажется не типичным американским хи-хи и ха-ха от режиссера "Трансформеров", а выльется в чернейший угар и стеб, а также чуть ли не сатиру на все американское общество. И да, это все еще реальная история.
Нехуевое кино.
Изменено: Ken Adams, 07 Октябрь 2015 - 14:51