Начало мультфильма своей песней, исполняемой Лягушонком на фортепьяно уже задает тон: беззаботный ребенок, который включил этот мультфильм, увидит лишь братьев, которые попали в загадочный лес, полный странных приключений и тайн - как например во "Времени Приключений" с Финном и Джейком. Ты слушаешь мелодию, и веришь, что всё будет хорошо. И действительно, каждая серия заканчивается хорошо. У всех все хорошо, все рады. Только почему-то взрослые не счастливы и улыбок на их лицах нет. Но что же это я? Историю рассказывать начал, а с героями её не познакомил? Постыдное упущение, знакомьтесь -
Вирт и Грег. Вирт - старший брат, носит плащ и красный колпак, Грег - его единоутробный сводный брат, носит лягушонка под мышкой и перевёрнутый чайник на голове. Имя Вирт англосаксонское и означает «Достойный», а ещё его озвучивает Элайджа Вуд, тот самый, который прекрасно воплотил роль маленького хоббита Фродо Бэггинса в вихре Войны Кольца в фильме "Властелин Колец" Питера Джексона. Грегори же является прототипом реального сына создателя сериала Патрика МакХэйла. Его имя означает «Бодрствующий». Некоторые источники ссылаются на то, что это имя носят те, кто начинают весну.
Вместе с ними по лесу путешествует Беатрис. Синяя птичка — восточная сиалия. Эта синяя птица счастья, и ее появление сулит благие вести. Никаких сомнений, что имя это происходит от Беатриче, что значит приносящая счастье. Ну как тут не вспомнить Данте и его «Божественную комедию». Именно заступничество Беатриче позволяет средневековому поэту пройти невредимым через Ад и Чистилище. Именно она выбирает ему в провожатые поэта Вергилия, именно её имя усмиряет разбушевавшихся демонов. К сожалению, в этом мультфильме роль её не так однозначна, ибо ведя братьев по Лесу, она при этом ведёт их к неминуемой развязке.
Также уже в первой серии дети встречают странного нелюдимого Дровосека, в полубезумии твердящего о кошмарах дремучего леса, и впоследствии подобная жуткая мистика не раз возникнет на пути главных героев: он рубит лес, чтобы из веток эдельвудовых деревьев готовить масло для своего фонаря, ведь только его свет отпугивает ужасающего Зверя – загадочной темной сущности, обитающей в глубине чащи и похищающей любого заблудившегося прохожего. Но о Звере в конце.
Давайте кратко пробежимся по всем аллюзиям и отсылкам - найти их описание и разъяснение в Интернете совсем нетрудно, но я пожалуй соберу их вместе.
Чёрная черепашка, на которую положил конфету Грег в первой серии, не простая — именно из-за неё пёс превратился в страшную тварь. Чёрный пёс напоминает адскую гончую. Эту тварь традиционно изображают с чёрной, как смоль, шерстью и огромными светящимися глазами. Остаётся только догадываться, какое из воплощений гончей вдохновило создателей: это может быть Чёрный Шак, легенда о котором сподвигла Артура Конана Дойла на написание «Собаки Баскервилей».Тот самый пёс, который оказался впоследствии псом семьи Беатрис. Да и пустой дом, в котором укрываются братья впоследствии оказывается брошенным домом семьи Беатрис.
След из конфет, который оставил Грэг — очевидная отсылка к сказке братьев Гримм.
Чёрная черепаха — один из китайских знаков зодиака. Существует даосская легенда о происхождении этого символа: однажды Сюаньу, князь китайской империи, отказался от власти ради постижения Дао. Чтобы достичь просветления, ему необходимо было избавится от всего «человеческого» в его теле. Из-за того, что он с рождения ел человеческую пищу, ему пришлось вымыть собственный желудок и кишечник в реке. Его греховная сущность приняла форму чёрной черепахи и чёрной змеи. Демоны долгое время изводили местных жителей, пока Сюаньу не усмирил их. Можно предположить, что наша черепашка тоже обладает демоническими свойствами — вспомните, что она сделала с бедной собакой.
Странствуя по Лесу троица героев прибывает в Поттсфилд — маленький городок, который кажется заброшенным. Местные жители справляют праздник урожая. Все они танцуют, нарядившись в костюмы из тыкв. Подумав, что братья могут быть преступниками, местные приговаривают их к исправительным работам. Копая яму, Грег находит скелет. Все жители Поттсфилда давно мертвы, а скелеты — это и есть их урожай. Грег и Беатрис сбегают, а Вирта отпускают местные — они не хотят братьям зла и уверены, что рано или поздно вся троица вернётся в Поттсфилд.
Компания продолжает путь, решив идти к доброй пастушке Аделаиде. Название городка "Pottsfield" созвучно английскому "Potter’s Field" — место для захоронения нищих и тех, кого не смогли опознать.Танец жителей городка напоминает средневековую традицию установки «майских столбов». К верхушкам украшенных деревьев или столбов привязывались яркие ленты, которые обвивались вокруг во время танца. Традиция соблюдается до сих пор: жители многих европейских стран к первому мая устанавливают столбы на площадях. Сам праздник в Поттсфилде похож и на праздник сбора урожая, и на макабр. По средневековым представлениям, макабр — это «танец смерти», который пляшут мертвецы всех возрастов и званий. Иногда макабр плясали и живые — на кладбищах, в качестве развлечения.
По пути к Аделаиде троица натыкается на школу, где учатся одни звери. Назло Беатрис Вирт решает задержаться здесь. У школьной учительницы множество проблем — её отец хочет закрыть школу, жених куда-то пропал, а во дворе носится надоедливая горилла. Вирту и Грегу удаётся исправить положение: деньги на школу они собирают, устроив благотворительный концерт, а жениха находят по случайности — оказалось, что он и был той самой гориллой. Пытаясь заработать денег на кольцо для любимой, он устроился в цирк и застрял в костюме. Если предыдущая серия была посвящена загробной жизни, то в этой всё крутится вокруг школы и музыки. По атмосфере школа для зверей ближе всего к американской воскресной школе 19-го века. В такой, например, учился Том Сойер. «Коробка для шкодников», в которую учительница отправляет Вирта — отсылка к реально существовавшему типу школьных наказаний. Колпак Вирта напоминает «дурацкий»: непослушных учеников заставляли надевать его, а после сажали на самое видное место в классе. Ну и поверьте на слово, песня Грега про "картошку и сиропчик" надолго застрянет в вашей голове.
В серии с таверной - мы видим большое количество персонажей, которые приходят неизвестно откуда и неизвестно куда уходят, но могут ненадолго задержаться, рассказав свою историю - не аллюзия ли на Чистилище?
В серии «Безумная любовь» мальчикам нужно было добыть по монетке, чтоб переправиться на пароме через водоем в серии «Колыбельная для лягушек»: герои дают импровизированный концерт на пароме, Вирт занимает место фагота, название этого музыкального инструмента происходит от итальянского слова "fagotto" — «вязанка дров» - как раз такую таскает за спиной Дровосек, да и без этого инструмента не обходится исполнение "Траурного Марша". Паром на котором плывут, и которым управляют лягушки, одетые в костюмы по моде начала 20-го века, после прибытия все лягушки закапываются в грязь и засыпают. Сие событие отсылает нас прямиком к Харону и переправе мертвых.
Но ребята они не оплатили свой проезд и паром им приходится покинуть, чтобы сразу же попасть к совсем не доброй пастушке Аделаиде, которая хотела их поработить, но растаяла как дым, когда Беатрис распахнула окно в её доме - смерть Аделаиды похожа на смерть Бастинды: она растаяла от свежего воздуха так же, как злая волшебница из «Волшебника Изумрудного города» – от воды. Таким образом мы видим попытку Беатрис преодолеть свое предназначение - завести братьев в ловушку ведьмы, чтобы получить избавление своей семьи от проклятья, но Беатрис так прониклась добрыми чувствами к братьям, что даже понимая, что она теряет возможность снять с себя проклятье, она все равно убивает Аделаиду. Однако, когда Грег и Вирт узнают, что Беатрис все это время их обманывала и их путешествие к Аделаиде на самом деле не несло целью помочь им выбраться из Леса, они принимают решение идти дальше своей тропой и троица распадается.
Любопытная деталь: если Аделаида первое время воспринималась зрителем как положительный персонаж, то её сестра, Шёпот, наоборот. В доме Квинси Эндикотта из той же «Безумной любви» можно увидеть множество портретов, которые изображают мёртвых людей или животных. На одной картине в особняке изображён Зверь, также можно разглядеть портрет Дракулы и портрет его жены.
Какая еще Тётушка Шёпот, спросите вы? Да просто старая гнилозубая колдунья, поедающая тех самых чёрных черепашек, которых собирает в Лесу, устраняя вероятно тем самым избыток зла - память тут же подкидывает известнейшее творение Иеронима Босха: чёрные твари, похожие на черепашек, — символ греха и зла. В триптихе мастера «Сад земных наслаждений» мы видим их на левой створке, изображающей Рай. Такую черепаху тащит в зубах рысь. Это символ победы над грехом. Тётушка Шёпот уединенно живет со своей племянницей и как будто бы удерживает её в плену, заставляя работать на себя, но на деле помогает её с помощью волшебного колокольчика удерживать свой человеческий вид - ведь в душе девочки поселился злой дух, с которым совладать не может даже сама колдунья. Однако братья спасают и их, поймав духа в логическую петлю и противопоставляя таким образом логику колдовству изгоняют духа из тела девушки.
Но вот погода в Лесу резко портится и братья принимают решение остановиться на ночлег у корней одного из деревьев, где Грегу снится замечательный сон, о том как он попадает в Облачный Мир и помогает местным жителям чем-то подозрительно смахивающим на херувимчиков справиться со злым Северным Ветром, от которого братья страдают в реальности, лёжа под деревом. Грег выходит из противостояния победителем и получает право загадать одно желание. Он добровольно отдает свое право выжить и уходит в глубину Леса под руку с Зверем для того, чтобы спасти своего сводного брата.
Вот наконец-то мы и подобрались к главному антагонисту сериала - таинственному Зверю, которого в Лесу боятся все. Кто же он такой или что такое?
Когда Зверь закрыт тенью леса он всегда изображён в виде силуэта. Кажется, что у него гуманоидная фигура с круглой рогатой головой и фигура, укутанная в подобие плаща. Его глаза обычно светятся ярко-белым светом, но также могут виднеться красные зрачки, при этом в коротком всплеске света фонаря Дровосека, Зверь представляется зловещей фигурой, тело которого состоит из чего-то вроде эдельвудской древесины и полностью покрыто искривленными в муке и воплях ужаса лицами, трещинами и дырками. Рога напоминают ветви дерева. При свете видно, что также у него есть рот и нос, но нет ушей. Пугающая картина? Еще какая! Проще всего было бы сказать, что Зверь - просто демон, дух леса, типичный монстр, местный дьявол. Но при некотором осмыслении картина вырисовывается несколько другая.
В моем понимании, Зверь - это коллективное сознательное всех детей, погибших в Лесу. Воплощенный ужас забвения, это объединение ожесточившихся душ детей, попавших в лес и понявших со временем, что их не ищут, что они брошены там умирать и возненавидевших весь мир, который остался там, по другую сторону садовой изгороди. Тела детей, как вы видим в последней серии со временем превращаются в те самые эдельвудовы деревья, которые рубит Дровосек, чтобы добыть масло для своего фонаря. И здесь вырисовывается настоящая суть Дровосека и его противостояния со Зверем.
Задолго до событий сериала Дровосек был муниципальным судьёй, которого в результате заговора изгнали, и он решил поселиться за городом в своём доме. Там он жил со своей женой и дочерью Анной. Однако супруга его погибает в Лесу и дочь уходит вслед за мамой. Дровосек бросается на их поиски, но находит только затухающий фонарь и Зверя, с которым сражается за право этим фонарем обладать. И побеждает. Но победа эта - пиррова. Зверь хотел, чтобы Дровосек отчаялся, чтобы поверил, что душа его дочери заточена в Фонаре и вечно горевал по ней, бродя по Лесу и рубя эдельвудовы деревья, чтобы добыть еще масла для Фонаря. В этом и заключается его хитрость. Зверь будучи, как я уже сказал воплощенным ужасом забвения, идеальным манипулятором, единственным смыслом своей жизни видит преследование Дровосека, чтобы постоянно напоминать ему о смерти дочери и её души в Фонаре, мучить его и не дать даже помыслить о возможности вернуться домой и увидеть дочь целой и живой.
Ведь постоянно думая о нем, Дровосек даёт ему силы к жизни. Зверь не хочет быть забытым и это единственное, что сохранилось в его сущности от сотен погибших в Лесу душ детей. При этом, только на Дровосека Зверь имеет такое сокрушительное влияние, это его персональный дьявол, страх любого взрослого потерять, предать и не быть способным помочь своему ребёнку - именно тем чувствам, из которых сам Зверь и состоит. И именно поэтому чистому душой Грегу он не успевает причинить вреда, а когда пытается передать Фонарь Вирту, угрожая погубить Грега, но затем спасти его душу внутри Фонаря - то есть найти замену окончательно отчаявшемуся Дровосеку, натыкается на замечание Вирта: "это тупо".
И эта одна простая фраза разбивает многолетний морок Зверя в голове Дровосека и тот находит в себе силы наконец-то задуть Фонарь и одержать окончательную победу. Победу над ужасом забвения с помощью боли принятия. Дровосек соглашается, что не имеет смысла подпитывать память о якобы погибшей дочери топливом из эдельвудских деревьев и приходит в себя на заснеженной веранде своего дома и видит дочь живой.
Что же дальше? Конец? Для большинства зрителей все кончилось хорошо.
И если вы все еще думаете, что кончилось все тем, что они живы - посмотрите финальный кадр в больнице еще раз. Рассмотрите персонажа в углу. Это ребёнок в маске утки. В одежде с уткой. Утка = шутка. Надувательство. Вас надули. Надо было копать глубже.
Например, вспомните, за чьей могилой прячутся ребята от полиции? Куинси Эндикотта. Тот самый богач с чаем из 5 серии. Это была затея Грега, мальчика, что носит перевернутый чайник на голове. Ведь они с дядей так не любят чай… На самом деле, детей сбил Чёрный Поезд и они утонули, упав в пруд. Они попали в потусторонний мир - Лес это смерть. Да, все жители Неизведанного упорно пытались им намекнуть, что им тут не место, не для детей это. Младший, Грегори знает об этом. По этой причине он не боится Леса. Его не пугает теряться, творить чепуху, петь песни и помогать всем подряд. Даже Зверю. Он знает, что им отсюда уже никогда не выбраться. И именно по этой причине он выбрасывает монетки, которые они должны заплатить за переправу через Стикс. Ведь они просто проходят все круги. И задача младшего лишь привести их в рай. Туда они и попали в самом конце. В мир, где нет взрослых, где всё сияет слепящим белым и все дружны и счастливы. И вспомните, Лягушонок в конце мультфильма поет песню, заканчивающуюся словами «ложь сладка», а значит хэппи-энда и не было.