Фильмы про Борна очень вовремя появились. Террористы взрывали, в Америке создали Акт патриотов про прослушку и видеонаблюдение. После чего террористы вроде как взяли паузу (на самом деле нет) и стало очень модно видеонаблюдение-прослушку критиковать. Бондиана образца Броснана окончательно скатилась в клоунаду с невидимыми машинками и не могла нормально смотреться в таких условиях. Всплывший амнезийный шпион-киллер Джейсон Борн на фоне этого смотрелся как никогда актуально. Затем Борн всплыл еще раз, казалось бы в последний. С тех пор прошло почти десять лет, десять лет интернет-преступности, гос-переворотов/революций, разоблачений Ассанжа и Сноудена, дронов. Проблема в том, что теперь Джейсон Борн выглядит откровенно опоздавшим на вечеринку и бубнящим какие-то очевидные вещи. Тем более сильно это опоздание заметно после прошлого года, в котором отметились все возможные виды шпионского кино, включая того же Бонда и даже дядьки из 60-х.
Чем же выгодно выделяется новое кино про Борна? У нас есть: попытка слить в Сеть информацию о грязных делишках спецслужб, встреча с Никки Парсонс во время городской демонстрации, переворачивающиеся тачки, поединки в сопровождении шаткой камеры, киллер-антагонист, про которого получился бы более интересный фильм, сумки с компроматом и огнестрелом и старик в костюме, который в одиночестве дожидается своего палача-Борна... То есть, все это время сценаристы сочиняли сборник лучших хитов. Ок, все любят сборники лучших хитов. Но не в фальшивом исполнении.
А теперь, давайте поговорим про Джеймса Бонда, в антитезу которому ставят Борна. Что мы знаем про Агента-007? Он: бабник, циник (то есть скрытый романтик), немного алкоголик, любит шик, но не тянется к нему, имеет проблемы с привязанностью, а единственная любимая его женщина - начальница. Не самый сложный персонаж, но идеально подходит для любого боевика и приключения. Но вернемся к Борну, вон он как сиротливо стоит, руки в карманах. Что мы знаем про Джейсона Борна? Ну... Эээ... Он ничего не помнит, а теперь старается вспомнить! Только это ведь сюжет, а не черта характера! О! Он на самом деле не Борн, а Уэбб! А не, это же имя! Ура! Вспомнил, он типа патриот. Так ему об этом все говорят, но и это оказывается ложью. Полагаю, уже ясно, что Джейсон Борн - скучный персонаж. У героев Стэтема больше глубины, чем у этой сюжетной функции. Надо сказать, что сюжет Джейсон двигал стандартно хорошо, а малость сонный и офигевающий актер Деймон смотрелся в роли органично. Но интересным в предыдущих фильмах было все вокруг Борна, не сам герой. То есть, на одном протагонисте здесь выехать сложно, а подвижек в его раскрытии здесь почти нет. Вся эта тема с мертвым отцом кажется очень слабой и выдуманной отчаявшимся сценаристом за день до дэдлайна.
Ладно, фиг с ним Борном. Подумаешь, название фильма. Что насчет глобального сюжета? А его тут толком и нет. То что, Уэбба-старшего прикончил Томми Ли Джонс
ясно с самого начала. То что отец Борна является автором программы Трэдстоун значения не имеет, так как Трэдстоун кончился еще в первом фильме. Про таблеточных агентов и Аарона Кросса здесь не вспоминают, ибо стыдно, новую линейку агентов не показывают. Где-то на периферии зрения был парень из сериала на HBO со своей соц-сетью, но и тут провал, ибо не имеет смысла. Но раз у нас современной техно-триллер, то надо же что-то вставить про соц-сети и анонимность, да?
Может быть, удастся кому-нибудь сопереживать? Посмотрим. Джейсон Борн сидит в ебенях, считает седые волосы, деньги за подпольные бои и ни к чему не стремится. Томми Ли Джонс даже сам себе не сопереживает. Блин, я даже не уверен, что это он, а не восковая модель на веревочках. Алисия Викандер и вовсе пыталась подсидеть начальство, а затем избавиться от него при помощи Борна
. Сомнительная личность, но играет Викандер очень неплохо. Кто там еще? "Актив", киллер с лицом очень злого Венсана Касселя и личной обидой на Борна?... А знаете, я болел за него. Нормальный дядька. Кончено, затем оказалось, что он и грохнул батю
, но должны же были сценаристы напомнить о своей талантливости. А то еще одаренными посчитают. Нельзя этого допускать.
И тут мы приходим к экшену. Слава тебе, Госпади, тут есть экшен. Да, оператор периодически пытается его саботировать, но это было и раньше. Наверно, Борниана - единственная серия, которой на все 100 удается использовать "трясущуюся камеру". Зато здесь есть совершенно потрясающий майдан ад в Афинах, в который верится больше, чем во все в этом фильме. Очень тяжелая сцена с медленно умирающей Никки. Крутое применение спорт-инвентаря. И какой-то просто невероятный замес в Вегасе с чудовищным количеством убитых тачек. Да, многие похожие вещи сделаны более эффектно в - шутка ли - фильмах по комиксам (Бакки передает привет Джейсону), но все равно приятно увидеть такой вот разгул от, собственно, авторов разгула. Вопрос в том, стоило ли ради нескольких крутых сцен откапывать спокойно ушедшую на своем пике франшизу?
Нет, не стоило. Да, в фильме есть ровно одна интересная задумка с Викадер, пытающейся заново завербовать Борна. Здесь можно было бы разгуляться и даже сделать несколько твистов со "все не так как тебе кажется". Жаль, что Пол Гринграсс был слишком занят цитированием всех предыдущих фильмов, а не созданием нового.
Между Говно и Стерильно. Засим ущербный летний сезон можно считать оконченным. Это было плохо, ребята.