Смотрел пятичасовую версию.
Поражаюсь я европейским кинематографистам. Снимают они масштабный международный проект с замахом на эпопею, антифашитским зарядом, и при этом обильно унавоживают его своими тараканами. Берем, например, "Жестяной барабан" на схожую тематику судеб близких людей при фашистском режиме. Там масса натуралистичных сцен (тыканье башкой в промежность и т.д.), без которых вполне можно было обойтись, и которые никак не влияют на сюжет, а только портят.
Вот и Бертолуччи снимал про судьбы богатых и бедных жителей итальянской провинции в эпоху фашистских перемен, но при этом навставлял таких сцен, которые приближают фильм к порнухе. Например, когда Де Ниро и Депардье одновременно рукоблудит некая девушка, а затем кладет руку Де Ниро на половое хозяйство Депардье. Никакого смысла сцена не несет, и эта девушка лишь мельком появится в фильме, роль у нее мизерная. Можно было спокойно вырезать эпизод, а то и не снимать вообще. Ценен эпизод только для ярых фанатов актеров, ну как единственная в их карьере порнографическая сцена. Таких эпатажных сцен еще будет. Например, пацаны меряются пиписьками или девчуля 13-ти лет засунула руку в штаны грязному старикашке и говорит "Быков не доят".
Самое странное, что пяти часов не хватает на рассказ внятной монолитной истории. Бертолуччи часто отвлекается на подобные или другие сцены, тогда как на раскрытие главных героев толком нет времени. Плюс не достает масштаба, большая часть фильма проходит в деревне.
Личность Де Ниро, мажорчика и в последующем хозяина поместья, рыхлая. То он властный, то мягкий. Аттилу уволил, а тот все равно устроил миниконцлагерь
на его земле. С женой толком не разобрался, друга то защищает, то нет.
Депардье тоже странный. То он ярый борец за интересы трудящихся, то бежит из деревни, имея на руках револьвер ни разу не выстрелил. А ружье Чехова должно стрелять. В результате Аттила вымещают злобу на его друзьях.
Единственный раскрытый герой - фашист-маньяк-палач Аттила в исполнении Дональда Сазерленда. Одна из его лучших ролей вообще, и персонаж целостный, и Сазерленд использует свое специфическое лицо и мимику на полную.
Еще удачно получилось изобразить коллективного героя - крестьянство. Большая массовка, а каждый в отдельности запоминается, имеет характерные черты, мимику, пластику, от души поют, веселятся и грустят.
Ну а финал вовсе странный. Старик Депардье пинает старика Де Ниро
, это типа метафора отношений "хозяин - крестьянин"?
7/10