"- Отдай ИРИИИИИИИИНУУУУУУУ!
- Откуда ты знаешь это имя?!"
(вся суть диалогов фильма "Викинг")
Очень плохое кино, которое, замахнувшись на рубль, не то, что ударило на копейку, а просто рассыпалось где-то по дороге под собственным весом, даже не достигнув цели.
Удивительное дело (на самом деле нет), фильм с бюджетом более миллиарда рублей и всесторонней поддержкой Первого канала, практически не за что похвалить. Разве что за выбранный исторический сеттинг, что на заслугу съемочной группы, согласитесь, вряд ли тянет. Попытались в масштабность событий, и вроде местами даже заметно, с декорациями даже заморочились (другое дело, что их сомнительную историческую достоверность отпинали уже все, кому не лень, даже люди без специального исторического образования), не побоялись в кадре кровушкой все основательно окропить - но вот у нас происходит стычка в поле "15 пеших против 20 конных + один викинг-берсерк". А 10 человек из-за стен за этим с интересом наблюдают. И ты, зритель, тоже наблюдай, но не забудь включить воображение. Потому что совсем скоро приплывут "ромеи" и попросят помощи этого, очевидно, грозного воинства князя Владимира, без которого им никак. Взять неприступный город силами, с которыми тот еле-еле отбивается, сидя за стенами. Используй Силу, молодой Скайуокер воображение, зритель! Додумай за авторов фильма то, что они не смогли показать хорошо. It's a kind of magic!
И недостаток масштабности можно было бы простить, это еще полбеды, все же 20 с небольшим миллионов долларов по текущему курсу маловато будет для полноценного исторического пеплума калибра "Царство небесное". Тот же фон Триер в своем "Догвилле" вообще ограничился схематическими декорациями, оставив фильм на откуп актерам. И здесь у "Викинга" беда по всем фронтам. Все эмоции и их передача у нас умещаются в две группы: вот тут мы истерически орем, до хрипа, до дрожи, а вот тут истерически шепчем, со слезами на глазах. Этим грешат поголовно все, от мэтров экрана, до новичков. Даже приглянувшийся немалому количеству зрителей Игорь Петренко в роли Варяжко, хотя к нему претензий, пожалуй, меньше остальных. А вот во главе этого парада гордо шествует Данила Козловский, князь мискастовский.
Князь Владимир в его исполнении совместными усилиями сценаристов и самого Данилы превратился в несимпатичное ведомое чмо, совершенно непостижимым образом умудрившимся повести за собой сперва викингов (ну ладно-ладно, этих по фильму только золото интересовало, хотя я бы на их месте порядком засомневался, откуда эта тряпка возьмет столько золота, чтобы с ними рассчитаться за все походы), а затем уже и местных "славян". Ни одного примечательного поступка, который выдавал бы в нем настоящего лидера, способного увлечь людей своими идеями, подчинить своей воле сомневающихся и покарать противников. Тут за него все сделали, тут решили, тут убили, а несчастному, но благородному Владимиру остается лишь метаться между этими негодяями и хрипеть в истерике, заламывая руки и пуская сопли пузырями. Ну конечно, будущему Крестителю Руси как-то не по статусу самому марать ручки в крови. Вот только такой и мог разом взять и крестить всю Русь. "Ну позязяяяяя, креститесь же вы! Это богоугодное дело! Ну я же уже крестился" При всем при этом играет Данила ровно то же самое и ровно так же, что и во всех своих предыдущих картинах типа "Духлесса", видел его в одном фильме раньше - видел и тут. Отличный уровень, я считаю, при изображении исторической персоналии с мощным бэкграундом и наследием.
И сценарий с диалогами совершенно не спешат протянуть руку помощи несчастным актерам, чтобы сделать хоть немногим лучше ту сериальщину, что они выдают на площадке. Сюжетные перипетии постоянно, как вода сквозь пальцы, так и норовят ускользнуть даже от самого внимательного зрителя, оставляя его лишь с вопросами "как? почем?? зачем???". Вы внимательно смотрите, блеать... Запутались? Сейчас волшебный голос за кадром придет вам на помощь и все прояснит. Все равно не поняли? НУ ИЗВИНИТЕ. Ну хотя бы запомнили, что всем нужна Ирина? То-то! А зачем она так нужна? Ой, смотрите! Вон сиськи Бортич!
Отдельный респект за героя Свенельда в исполнении Максима Суханова (по совместительству и тот самый Голос-за-кадром). Мне казалось, что еще чуть-чуть - и тот от простецки-быдловатого "чо?" и интонаций, близких нашим современникам из спальных районов, перейдет на чистую феню. Не, ну а чо, у нас же тут художественное кино, некоторые вольности в трактовках допускаются.
В итоге вот с таким багажом мы приплываем к финалу, в котором нас ждет ЧУДЕСНОЕ преображение и перерождение князя Владимира в будущего Крестителя Руси. Как? Почему? Что его сподвигло? Ну кроме вот этих карикатурных иллюстраций, какие язычники плохие, а христиане все в белом и все прощают. Даже отбросив ту историческую подоплеку этого сложнейшего вопроса, ответ на который определил лик Руси/России на многие века вперед, личные мотивы Владимира остаются на уровне типичных марвеловских злодеев. Решил вот покаяться под наплывом чувств - заодно покаял и всех остальных, а почему бы и нет.
В общем, все плохотм/. Исторический сеттинг и декорации с некоторой претензией на масштаб, местами симпатичная картинка и какие-никакие батальные сцены сдерживали мои рвотные позывы, но НЕ вытянули оценку даже до "стерильно".
Просто ХАЛТУРА с запашком. Может, зря все таки отказались от жертвоприношений? А вдруг?
Изменено: Ken Adams, 29 Март 2017 - 11:48