Бомж с дробовиком
Хочется поговорить о причинах успеха фильма. Не буду повторяться про социальный посыл, общественный запрос и прочее бла бла бла, это все не определяющие факторы, иначе любой фильм про бунт одиночки против системы проливался бы золотым дождем на создателей.
1. Известное имя на обложке. [color=rgb(51,51,51);font-family:Arial, Helvetica, sans-serif;font-size:13px;]You Know My [/color]Name. Самый главный враг Бэтмена, иконический суперзлодей, до предела раскрученный ранее НолономЛеджером. И вот он получил свой сольник. Джокеру Лето не хватало сольника и, вполне возможно, сольник с Лето собрал бы не меньше в первый уикэнд.
2. Ориджин. Происхождение смеющегося клоуна, во-первых, очень мало и редко описано, во-вторых, сильно отличается от комикса к комиксу. Так что была определенная интрига в том, как авторы фильма подойдут к столь волнующей фанатов теме. Авторы пошли по пути очеловечивания и снисходительности. "Смотрите, он тоже человек. Это система сделала его таким плохим". Да, всегда во всем виноват не ты. Тут еще добавляется обаяние зла и порока в сочетании с приземленностью ГГ. А ларчик просто открывался. Теперь любой может стать Джокером. ЯМы Джокер. Свободу Юрию Деточкину.
3. Актерская игра. Вот здесь нужно остановиться поподробнее. Как вы знаете, все актеры мечтают сыграть против своего типажа. Красавчик хочет сыграть урода, маньяка, убийцу (см. Хит Леджер) , урод (см. Адам Драйвер) хочет сыграть красавчика, героя-любовника, комик хочет играть драматические роли (см. Джим Керри) или экшн (см. Брюс Уиллис), в свою очередь, гора мышц мечтает сыграть в комедии (некто А.Braunschweiger) или даже в пародии (см. Д.Стетхем). Не всегда им это удается. Допустим, у того же Джима Керри настолько сильный шлейф комедийных ролей с ужимками, что невольно ждешь их от него и в серьезных триллерах или детективах, что несколько мешает целостно воспринимать актерскую игру. Возникает ощущение "это не его", а иногда и "лучше бы кривлялся".
Или вот Хоакин Феникс. Специалист по ролям всяких депрессивных молчунов, мрачных затворников, человек с опущенными уголками глаз и опущенными уголками губ, сама Унылость во плоти. Ему сыграть жертву изнасилования - раз плюнуть. Больного СПИДом - как нефиг делать. Обманутого дольщика - он и есть Пальяччи обманутый дольщик.
И вот ему предлагают сыграть человека, который всегда смеется. Свою полную противоположность. С одной стороны это вызов. С другой стороны, получится ли у него сыграть веселуху так, чтобы в это поверили. И тут режисер Тодд Филлипс говорит ему "да тебе не надо будет играть жизнерадостного клоуна, у нас будет грустный Пьеро". И Хоакин Феникс соглашается.
Однако в первой половине фильма полно сцен, где ГГ должен именно развлекать публику, смешить людей. А это совсем не то, что умеет делать Хоакин Феникс. И вот у него на лице даже сквозь слой грима и клоунский нос видно страдание. Страдание актера, а не персонажа. Он занимается не своим делом, он играет в уебищном детском театре кота-пидараса, гнойного Буратино и предводителя, блять, команчей. И вот эта боль, настоящая боль актера неожиданно дала персонажу новую энергию, которой не было в предыдущих воплощениях Джокера. Раньше были разной степени размалеванности парни на кокосе, которые зажигали все вокруг себя. А тут в буквальном смысле слова забитый человек, которому хочется спрятаться под шконку и не отсвечивать, а он вынужден вылезать оттуда на свет и через силу развлекать народ. Вот именно поэтому его смех это плач, он плачет над собой, над своей судьбой актера, обязанного за копейки и пару призов кривляться в дуратской одежде. Он смеется, но этот смех не может обмануть нас, мы видим, что он не естественен. И получается, что с одной стороны для Феникса это игра по типажу - всеми презираемый суицидник, да он на таких ролях собаку съел и номинациями закусил. С другой стороны, игра против типажа - ужимки, приплясывания, чрезмерная мимика, человек в центре внимания, ищущий славы, признания, поклонников. Внезапно это соединение противоположностей оказалось настолько близко для актера, что с экрана на зрителя хлынул ПРАВДА, и хотелось сказать "верю" каждой сцене с ГГ, а это бывает очень редко, ведь даже глядя на работу признанных мастеров, мы видим, что они играют, просто вжились в роль, а в жизни они другие (см. Джонни Депп). И вот этот ощущение правдивости происходящего заставляло зрителей идти на фильм снова и снова, даже если они не отождествляли себя с главным героем. Им хотелось просто посмотреть на то, как натурально страдает актер Хоакин Феникс.
Лучшая сцена "Джокера" - выступление перед детьми в больнице, где у него выпадает пистолет. Это квинтэссенция всего фильма: человек, кажущийся безопасным, глупым, смешным - на самом деле скрывает опасность. Клоун со стволом в штанах. Всегда что-то твориться за фасадом. Не все клоуны одинаково полезны. Пенни Вайз гордился бы.
Но надо со всей ответственностью признать, что другие актеры схожего типажа смогли бы сделать ту же работу. Например, Шон Пенн справился бы как минимум не хуже. Или Майкл Шеннон. Про Уиллема Дефо я уже писал, у него лицо уже заточено под грустную улыбку. Дэниэль Дэй-Льюис или Норман Ридус - им всем пришлось бы тоже заставлять себя играть откровенную клоунаду.
Но звезды так совпали, что взяли другого актера и теперь колоссальных финансовый успех в сочетании со статуэткой закинул Феникса в высшую лигу денежных магнитов. В ближайшие годы это будет опровергнуто, так как актерская палитра данного лицедея не слишком широка и он окажется никому не нужен без зеленых волос. А выдавать раз в год фестивальный блокбастер на серьезных щах с недетским рейтингом у студий не получится, это не конвейер. Например, фильм с названием "Доктор Фриз" провалится еще на этапе разработки.
Кино исключительно за случайное попадание в роль.