Почти все герои и диалоги сериала - мимо цели. Это западные актёры с западными манерами неуклюже играют советских людей в советских декорациях. Всю первую серию привыкал к этой особенности, понимая, что лучше не будет. Но зато советский быт конца 80-х и декорации - отлично, атмосфера присутствует.
Не скажу, что сериал прям такой уж клюквенный, это скорее издержки западного производства, но раз сами не можем, то и на том спасибо. Некоторые сцены - чисто голливудский Дикий Запад (к примеру, диалог с Министром угольной промышленности или поведение Дятлова). Общее ощущение, что сценарий писал человек, которым с советским или хотя бы российским человеком уж точно не на ты.
Наверное самая красноречивая сцена (в контексте смысла всего сериала, как я его уловил) - это первое заседание ЦК под председательством Горбачёва. Сидят себе n-цтать человек, совершенно не понимающих, что они тут делают, докладывает чиновник, который не понимает, о чём он говорит, а решение выносит руководитель, не понимающий последствия своего решения. И я сейчас не пытаюсь через призму этой сцены критиковать всю власть в целом, а также обвинять её в некомпетентности (что нормально для первой аварии такого рода), я говорю о том, как выстроена система: снизу доложили, что всё хорошо, наверху успокоились, ситуация под контролем, Запад не в курсе, расходимся.
Не менее важна реконструкция непосредственно событий аварии: и хотя в поведение "западного" Дятлова я не верю, в корыстный человеческий мотив - вполне. Кстати, некоторые критики сетовали, что в сериале нет чернокожих. Учитывая, каким клюквенным показали судебный процесс, можно было бы сделать судью негром, а свидетелей перед показаниями обязать клясться на Библии.
С другой стороны, при всей неправдоподобности героев как советских людей, сериал старается их раскрыть. Щербина рисуется таким забюрократизированным мудаком, который, служа системе, не утратил разума, человечности, понимания, что такое работа в его случае. Наиболее интересны сцены именно решения судьбоносных задач, которые во многом зависели от воли Щербины. Легасов, как по мне, получился менее ярким, что логично, ибо сериал делался по его записям; считай, это голос за кадром.
По большому счёту не имеет значения, хороший сериал или плохой, клюквенный или нет. Он важный. Это напоминание о трагедии, о героях, о советской машине, которая при всех её недостатках сумела справиться с катастрофой планетарного масштаба, о сплотившихся людях. Ну и, конечно, о лжи. Хотя центральный мотив несколько наивен: ну какая власть будет существовать без лжи? Какое общество может обходиться без лжи? Какой человек?..
Изменено: Клаус, 25 Сентябрь 2019 - 21:50