"И как всегда двое их, не больше и не меньше. Учитель и ученик"
[font="sans-serif;"]Дик Хэллоран[/font]
Не помню, чтобы когда-нибудь получал в кино столько удовольствия от того, что знаком с исходным материалом.
"Доктор Сон" - книга хорошая. Но в паре с "Сиянием" работает отвратительно - во многом из-за того, что с миром книжного "Сияния" мы знакомились не только глазами Дэнни. Огромный кусок текста написан от лица Хэллорана, который прожил с сиянием целую жизнь, много повидал. Читателю уже сообщили, что сияние - это весьма умеренные экстрасенсорные способности. А тут, вдруг, какие-то вампиры, узел верных, ментальные проекции, ложки к потолку магнитятся
- что это вообще за городское фентези, Кинг, что ты мне принёс? Да и то, что узел верных в финале обосновался на месте разрушенного Оверлука, просто потому, что это "плохое место" и их к нему тянет
- ой, ну как же изящно, Кинг. Мастерски сюжет выстроил. Да и если заменить Дэнни на любого другого героя - особенно ничего не поменяется. Он "платит долг" за того ребёнка, в смерти которого косвенно виновен
- но это событие происходит уже в Докторе Сне. Будь на его месте любой другой разочаровавшийся в себе экстрасенс - не поменялось бы ничего, ну разве что приплетать Оверлук
бы не пришлось.
Фильм же... во-первых, расширение мифологии мира тут воспринимается как-то проще - Дэнни мало общался с Хэллораном, узел верных показан более малочисленным... не сложно поверить, что Дэнни действительно о них ни разу не слышал
. Во-вторых, хорошо видно "зачем" эта история нужна взрослому Дэнни - он проходит как путь своего учителя, Хеллорана, так и путь своего отца. И делает это, так сказать, как герой - находя силы дойти до конца. Т.е. нам буквально проговаривают, что вот Джек хотел бросить пить, а Дэнни - бросил, давая возможность додумать, что Джек хотел сопротивляться влиянию Оверлука и разрушить его, а Дэнни - сможет, опять же совершенно буквально повторив финал книжного Сияния и не повторив стерильный хеппи-энд книжного Доктора Сна
. И тут гораздо более отчётливо показывают, что сияние - это не столько комплект экстрасенсорные способности, сколько некий внутренний императив, не дающий тебе бросить в беде другого человека с сиянием
. Вот буквально - твой мёртвый наставник будет тебя преследовать, пока ты не сделаешь правильный выбор
.
В общем, фильмы разных режиссёров в паре работают куда лучше, чем первоисточники, написанные одним автором. Вот уж удивительно.
А ещё - очень интересно смотреть, как в сценарии остались практически все важные моменты книги, но почти все они слегка изменены так, чтобы история выглядела более динамичной и компактной. Особенно хорошо это выглядит в сравнении с Сиянием - где Кубрик, наверное, 2/3 книги выкинул, а остальное переделал (и фильм всё равно выглядит затянутым). И с отсылочками всё хорошо - здоровенное REDRUM в зеркале,
это прямо вообще круто.
Авторы отлично поработали со всем материалом по теме - удовольствие получаешь даже не от фильма, а именно от того, насколько всё аккуратно сделано. Кино
тут же то же самое с призраком Дэнни в конце у Абры в комнате
Это призрак силы - мы все знаем, что Оби Ван так умеет!
Здорово, что убрали родство Дэнни и Абры (по книге, мать Абры была дочерью Джека Торранса от другой женщины, то есть сводной сестрой Дэнни). Такая санта-барбара совсем ни к чему.
Блин, а ведь я уже забыл, что в книге это было. И правда - лучше бы не вспоминал
Изменено: presvetl, 13 Ноябрь 2019 - 18:58