Э-хе-хе... как всё неоднозначно получилось.
Я хорошо отношусь к Бабл. Читал у них не всё, того же Майора Грома забросил после второго сюжета про Чумного Доктора (он прямо хуёво написан - затянуто, но при этом с неправильным использованием хронометража; то, на чём стоило заострить внимание показано сумбурно и кое-как, неважные моменты передержаны), но вот зато Метеору целиком прочитал (хотя это, как раз, очень проблемная серия, на которой сценарист менялся раза четыре, кажется). Но, нужно признать, Бабл - "работающее" издательство, много лет держащееся на плаву, становящееся постепенно лучше и, по сути, создающее индустрию, в которой художник-комиксист может развиваться.
Так вот, фильм... В нём есть хорошие решения - кусочек экшена в финале, обманка в начале (когда мы думаем, что ребёнок в открывающей сцене - сам Гром, а потом выясняется, что это другой человек "с добрыми намерениями"
), простая, но тоже хорошая фишка с цветом одежды Разумовского (Олег-то всегда в чёрном), здорово, что весь саундтрек - русскоязычный. В нём есть так себе решения - все эти заимствования из кинокомиксов двадцатилетней давности. И есть... господи, просто, блядь, отвратительное говно - этот виртуальный помощник с очками виртуальной реальности; Дубин, который иногда выпадает из образа и всё-таки выглядит как нормальный человек, но обычно - не выглядит.
Временами Гром, просто по картинке, выглядит как хорошее кино, временами как хуёвый сериал, временами - как-то нелепо застрявшее посередине. Фишка с просчитыванием вариантов хорошо смотрелась в короткометражке. Там для неё хорошо было выбрано место - Гром вот правда сидел и неспеша планировал дальнейшие действия. И там она работала на постановку, позволяя запихнуть в бессюжетный короткий метр вагон экшена. В фильме же толку от этого никакого, одно раздражение.
Что же до сюжета... Габрелянов слабый сценарист и много раз доказывал это в комиксах. Но первоисточник... он, как бы, проще, но лучше. Понимаете, какое дело... В комиксе Гром - не мудак. Он, конечно, лихой парень, который сначала действует, а потом думает. Но он не высокомерен. Дубин - не рохля, у него сразу есть характер. Пчёлкина - не пассивно-агрессивный манипулятор с тремя фигами в кармане (хотя её и в комиксе хвалить не за что - там она присутствует в кадре просто чтобы обожать Игоря).
В комиксе Чумной Доктор присутствует скорее как абстрактная идея на тему "какой величины кулаки должны быть у добра, чтобы оставаться добром". Это такой Ягами Лайт, который, начав с наказания мелких преступников, быстро улетает к идее о том, что есть вот люди, есть недолюди, а он - так и вообще сверхчеловек. Воображаемые друзья
появляются у него уже позже - по сути, они нужны для второго сюжета и для глобалки "Время ворона". И это правильно - в первой истории должно быть противостояние идеологий, а у шизика с раздвоением личности
убеждений быть не может. Политики в комиксе как-то особо и нет - т.е. да, там тоже происходит определённый раскол общества, но это показано совсем вскользь.
Здесь же... сложно понять, какой месседж хотели донести авторы. Я придумал три и ни один не работает:
1. Идея о том, что обществу не нужен судья. В финале Разумовский искушает город насилием. Мы видим это на двух уровнях - в личной дилемме беспризорника и в беспорядках на улице. И, как бы, всё хорошо - город сам, без помощи полиции, подавил беспорядки, подросток сам сделал выбор в сторону ненасилия. Только вот мне весь фильм рассказывали, что местное общество не справляется - кругом криминал, коррупция и свалка в половину Питера.
2. Идея о том, что протесты - не очень и система сама во всём разберётся, без этих вот ваших бузотёров. Ох... тут всё очень интересно. "Система" в фильме представлена майором Громом. И он не пытается её реформировать - он в неё встроен. Можно сказать, что его не увольняют со службы из-за его результативности. Но ведь причина может быть ещё и в том, что он с начальством пельмешки по вечерам лепит. Он крышует мелкую гопоту, потому что, в случае чего, у этой гопоты можно будет отжать ворованную тачку. Видя несовершенство системы, он не пытается с ней бороться - не пытается нарыть что-нибудь ещё на избежавшего наказание мажора, его родителей или коррумпированного судью - ему норм. Без Чумного Доктора никто чёт не слышал тот самый "запрос общества", о котором говорят в новостных сводках в финале.
3. Идея о том, повлиять на мир может только радикальный протест. По сути, события в фильме говорит именно об этом. В условиях, в которых система отказывается менять сама себя, протест радикализируется и, на каком-то этапе, системе приходится договариваться с умеренными ветвями протеста, потому, что радикальные ветви - чёт страшные очень. События-то говорят, а вот авторская оптика - нет. Разумовский делает то, что делает - потому, что псих и маньяк. Протестующие - преступники и/или дурачки. У самого Грома каких-то взглядов на справедливость нет, его внутренне путешествие - от точки "ну вот совсем я мудак и никто мне не нужен" к точке "ну, типа, друзья... да, прикольно"
Бабл - хорошее издательство. Ещё с 90-х мы время от времени пытаемся начать делать комиксы. Я-то помню - я ещё комикс-студию "Муха" читал и "Возвращение капитана Блада" (фантастический комикс, а не "про пиратов") как-то купил. Но в полной мере получилось пока только у Бабл. И сейчас виден большой рост между первыми выпусками и современными - как в визуале, так и в сценариях. У фильма... есть плюсы, но он болен, как будто, половиной проблем отечественных фильмов. Современные русские фильмы, зачастую, уже ни чем не больны, но Гром вернул нам 98-й. Мне кажется, что, если Бабл-кино не загнётся прямо сейчас, оно станет хорошим. Это не Защитники, у которых вообще не было точек роста. И мне хочется, чтобы киновселенная добралась до тизернутого "Времени Ворона" и уже тогда, оглядываясь назад, можно было сказать, что да, в 2021-м они выпустили, конечно, хуету, но посмотрите, насколько сейчас всё хорошо. Правда, "Времени" и бюджеты другие потребуются. Гром, всё-таки, очевидно, самая дешевая серия их комиксов, в смысле экранизации. Если фильм, внезапно, не выстрелит в мировом прокате - вряд ли мы получим продолжения.
И, да, нужно признать, короткометражка смотрелась гораздо лучше.
Стерильно