Опубликовано 16 Февраль 2006 - 23:13
Наконец-то и мы это увидели! Очень хотелось сказать что-то подобное, ещё не начав смотреть этот фильм. Не подумаете, что это сарказм или, упаси бог, неуважение. "Мюнхен", вышедший в прокат в России, первый фильм из пяти, который в этом году претендует на главный Оскар. И одного претендента мы уже изучили, может быть, не со всех сторон, потому что он слишком многогранен, но вполне тщательно, чтобы сказать – да, эта картина достойна Оскара, как лучший фильм года.
Для многих Стивен Спилберг видится в свете развлекательного кино, не имеющего с интеллектуальным ничего общего. Я над такими всегда посмеивался или громко спорил, человек, снявший "Список Шиндлера", может снимать Кино, с самой большой буквы К. Находились те, кто обвинял Стиви в чисто финансовой подоплёке в связи с появлением сыроватой "Войны Миров". Сейчас мне тем более не охота вступать в спор, я теперь лучше соглашусь и скажу, да. Да! Да! Да! Он действительно решил заработать. Ну и что? Зато он, не задумываясь о прокатной судьбе, может смело снимать то, что хочет, например Мюнхен, на который, уверен, народ не повалит в большом количестве. И в принципе будет прав, картина явно не для широкой аудитории и выдержать её повествование и темы, раскрывающиеся в ней, будет сложно, а для некоторых просто невозможно. Народ не валит на фильм гурьбой - сборы маленькие, фильм не окупается, но Спилбергу на это наплевать. Он может снимать кино, которое может не окупаться, но будет отличаться крепким повествованием, хорошим актёрским спектаклем, не вымученными, вызывающими рефлекс выворачивания, а внимание и понимание со стороны зрителя диалогами.
Мюнхен рассказывает о печальных событиях, произошедших на олимпиаде 72-го года в Мюнхене, на самом деле лишь отчасти, главным образом фильм повествует о последствиях этих событий. Фильм получился не совсем о мести, он о борьбе, продолжающейся бесконечно долго, и фильм одна из глав, повествующая об отдельной ячейке ведущей войну.
Безумно важный вопрос, зачем происходит кровопролитие и почему оно не прекратится, проходит через всю ленту. И на мой взгляд, каждый смотревший на него сможет ответить, потому что для него ответ также очевиден и близок. Дело совсем не в патриотизме, который естественно ослепляет героев, от него никуда не деться, за ним скрывается гораздо большее чувство. Я бы его назвал, как ни странно, чувством покоя и счастья и где-то умиротворения. Задайте себе вопрос, где вы можете испытать подобное? Для каждого оно своё собственное. Это Дом, то место, именно место, земля, страна, семья, то место, куда вы приходите и понимаете, что для счастья вам больше ничего не нужно на свете. Это то место, которое вы остервенело будете защищать ото всех и вся, и отдадите жизнь, если потребуется, для счастья близких вам людей. В фильме имеется сцена, когда араб разговаривает с израильтянином, думая, что он немец. После неё понимаешь, люди, страдавшие за давно выжженную территорию, будут страдать и дальше, пока она не станет окончательно им принадлежать. Не важно, в каком она состоянии, зато он всегда сможет сказать, оно моё, моя обитель, это мой Дом!
Если попытаться рассказать о каждом из героев, то чтобы раскрыть его образ потребуется ещё добрая страница текста. Да, и не нужно это совсем, характер персонажа вы сможете понять, лишь увидев, а раскрывать карты я никогда не любил. Такой насыщенности в отдельно взятом герое очень давно не видел, чувствуется, что за спиной есть судьба и она, возможно, скажется на дальнейших событиях фильма. Это рано или поздно происходит в той или иной степени.
Рассказывать о съёмках бессмысленно, как и об актёрах, музыке, сценарии, режиссуре. Этот фильм нужно смотреть и внимать, по отдельности составляющие теряют очарование. Кино - цельное и крепкое, разделение его погубит.
В целом фильм жестокий, на должном уровне реалистичный, хочешь, не хочешь, веришь в происходящее. Но жестокость не напускная, не выдуманная, и поэтому, несмотря на отвращение и оторопь, продолжаешь глядеть, в какой-то степени принимая игру.
Спилберг снял мощный фильм, достигающий пронзительности в особых сценах. Наверно, соглашусь с одним из западных критиков, в "Мюнхене" мы увидим лучшую постельную сцену за этот год. Вам когда-нибудь приходилось видеть постельную сцену, когда апогей повествования выше некуда, и вам хочется плакать? Так что, когда вам скажут, что Спилберг посредственный и поверхностный режиссёр, думающий, как бы побольше заработать, на вашем месте я перестал бы общаться с этим человеком, а об уважение тем более. Это мой Дом, не лезь сюда.
10/10
"Be sure your sin will find you out."
滚鸡巴蛋