Опубликовано 04 Февраль 2009 - 12:37
Специалист Оуэн Элдридж, сержант Санборн и старший сержант Уильям Джеймс входят в состав отряда «Браво» занимающегося разминированием в Ираке: они обезвреживают бомбы, проверяют подозрительные объекты, проводят первичное расследование о причинах уже состоявшихся взрывов. Роли в команде распределены следующим образом: Уильям Джеймс - сапер, Санборн и Элдридж осуществляют прикрытие Джеймса, координируя его действия и сообщая о любых изменениях в окружающей обстановке. Зрителю предстоит увидеть несколько месяцев из жизни этого отряда.
Как ни странно не смотря на то, что в фильме много войны: красивые взрывы, стрельба, убийства, он не о войне, режиссеры часто прибегают к военной тематике для исследования внутреннего мира людей. Как, например «Летят журавли» это лента о любви и взрослении, а «Проверка на дорогах» пытается найти границы нравственности в человеке, переступив которые он уже потеряет право называть себя человеком. Зачем им это нужно? Возможно война, как пограничное состояние людей, где они постоянное пребывают между жизнью и смертью, служит ярким фоном, на котором вещи из обыденной жизни приобретают более четкие границы. Это позволяет по-новому взглянуть на повседневность.
В «Повелителе бури» основная тема исследования Бигелоу - человеческий страх. Отряд «Браво» пребывает в собственном мире, отделенном стеной от Ирака, да физически они находятся в определенно месте, но по мере просмотра отчетливо понимаешь, что саперы общаются с внешней средой лишь в моменты разминирования или перестрелок с партизанами. Психологически же они живут в изолированном пространстве, этакой клетке, в которую разум поспешил себя запереть, что бы, не сойти с ума от окружающего кошмара.
Специалист Оуэн Элдридж самый младший из команды не скрывает своего страха, нервные перегрузки истощили его организм, и он не в состоянии противиться ужасу который вселила в него война. Сержант Санборн кажется орешком покрепче, он отслужил в «горячих точках» семь лет, побывал во множестве переделок. И лишь в финале, глядя в его глаза, зритель понимает, что страх уже давно победил этого сильного человека. Санборн не верит, что сможет пережить войну, он полностью опустошен изнутри и живет, так как, будто его уже приговорили к смерти, но пока не сказали время исполнения приговора. Выбранная тема, сама по себе интересна, с помощью ряда нюансов, диалогов, игры актеров Бигелоу великолепно отобразила на экране состояние страха, в котором пребывают герои. Но она не ограничилась этим.
Так же Бигелоу показала, довольно интересный образ сапера, крайне непривычный для зрителя. Я сделаю небольшое отступление. Во всех фильмах Голливуд показывает спецов по минам этакими адерналинщиками – они неформально одеваются, постоянно дают выход своим эмоциям, в общем больше смахивают на рок звезд. До Бигелоу почему-то никому из режиссеров не приходило в голову, что минер может выглядеть как-то иначе. Поначалу, глядя на старшего сержанта Уильяма Джеймса, в силу внушенных стереотипов, может показаться, что этот человек ловит кайф во время разминирования, ведь он постоянно обостряет обстановку, когда в этом совершенно нет необходимости.
Но довольно быстро понимаешь, что фигура Джеймса это не типичный голливудский герой. Отсутствие восторга по поводу очередного удачного обезвреживания, равнодушие к похвалам начальства, говорит о том, что Джеймс трудится не ради славы. Ну, в самом деле, не будет же столяр радостно отплясывать вокруг станка каждый раз, когда сделает новый стул, не зачем ему это делать - ведь он не совершил никакого подвига, просто сделал свою работу. Точно так же ведет себя и Джеймс, саперное дело для него – это интересный труд. При этом у него нет экстраординарного хобби, он не носит яркую прическу, когда он вне работы, его трудно выделить из толпы. Просто Джеймс нашел свое призвание, в отличие от миллионов людей обреченных всю жизнь заниматься делом которое ненавидят.
С начала мне было трудно понять замысел режиссера относительно Джеймса, уж больно нетипичный персонаж я наблюдал, к тому же было трудно отделить войну от работы: перестрелки, напряженная атмосфера в которой находились герои, отвлекало (а некоторым фильм только этим и запомниться). Но спустя некоторое время я приноровился к происходящему на экране, следить за Джеймсом стало интересно. Бигелоу удалось совместить два крайне несхожих жанра: военный боевик и производственную драму. Все-таки трудно уложить в голове мысль о том, что война это не только взрывы, убийства и смерть, оказывается, что для кого-то война - это способ реализовать свои уникальные способности, которые в мирной жизни востребованы в гораздо меньшей степени.