Batman: The Animated Series
1992-1995, 1997-1999
IMDB
Педивикия: BTAS+TNBA.
Что такое BTAS (он же -- Adventures of Batman and Robin, он же -- TNBA)?
Это 100 с лишним 20-х минутных серий и три мультипликационных полнометражки (по первой из которых уже есть тема).
Это начало целой эпохи на телевидении, когда сразу было сломана целая куча стереотипов связанных с мультсериалами в общем и с мультфильмами про супергероев в частности.
Это тоже начало но цепочки уже других мультсериалов, неразрывно связанных не только одной и той же командой, но и одной историей и вселенной -- DC Animated Universe (DCAU), это семь различных сериалов, которые выходили с 1992 по 2005 год.
Но (пока?) будем только про BTAS.
Формат: Серии по 20 минут, слабосвязанные сюжетно между собой (если только они не "номерные", тогда они объединяются в два-три). В дальнейшем это стало особенностью всей DCAU, что и хорошо и плохо одновременно: с одной стороны: можно смотреть любую серию любого сезона и всё понимать, с другой стороны -- такая сильная эпизодичность снижает степень вовлечённости зрителя в сюжет, у него не возникает жгучего интереса "что будет дальше? как дальше всё повернётся?" между сериями.
Сеттинг: Готэм. Общая цветовая гамма: нуар, настолько густой и тёмный что для всей фоновой анимации для мультика была использована полностью чёрная бумага -- это проще чем постоянно закрашивать все кадры вручную. Стиль архитектуры, машин, полицейских дирижаблей (!) и прочего -- такой характерный ретровый, 30-40-ые прошлого века (хотя компьютеры вполне присутствуют, просто всё остальное как бы осталось в прошлом). В классических сериях (BTAS 1992-1995 годов) даже были заставки прямо как в старых фильмах:
Спойлер. Нажмите для прочтения
История создания:
Сериал появился благодаря фильмам Бёртона (которые вообще резко так возродили всю супер-геройскую тематику по всем направлениям). Между первым и вторым фильмом появился "заказ" в головах ворнеровских продюсеров на поковать что-то этакое пока оно горячо. Вызвались на проект тогда молодые и относительно неопытные Брюс Тимм, Пол Дини и Алан Барнетт. Мульт после выхода в 92-м году что называется "взлетел" и благополучно отстрелялся 85-ю сериями за три года по ходу дела установив новые стандарты для телевизионных мультсериалов и проторив дорожку для практически всей телевизионной мультипликации 90-х.
Затем спустя ещё два-три года, в 97-м, новый виток, The New Batman Adventures -- прямое продолжение с несколько другой анимацией но теми же героями и злодеями. Это ещё 24 серии.
На момент когда всё это только начиналось команда была ещё достаточна неопытна (это был первый их проект такого масштаба) и это видно по неровностям в качестве от серии к серии (об этом позже). Также может быть что отношения с продюсерами от WB были ещё тогда не обтёсаны, это только уже потом когда авторитет Тимма и Дини после успеха BTAS стал непререкаемем они смогли сделать гораздо более ровные мультсериалы (особенно отмечу Superman: The Animated Series, который на мой личный взгляд "сделал" своего "отца" BTAS по всем параметрам, хотя и Batman Beyond несмотря на странную основополагающую идею был также на удивление хорош).
Сюжет: если упрощать то каждая серия -- это борьба с очередным "злодеем недели". Так как сам Бэтмен не имеет сверх-способностей то большинство его врагов точно так же их лишены, зато с лихвой компенсируют это перекосами психики (что тоже отражает специфику самого главного героя). Поэтому каждая серия (или точнее говоря -- каждая хорошая серия -- об этом позже) -- это экскурс в психоз того или иного персонажа. Также проявляется момент о котором часто забывают говоря о Бэтмене -- что он как бы детектив в первую голову: показывается сбор улик, анализ доказательств, и прочие вещи.
Персонажи:
Главный герой:
Джокер:
Двуликий:
Мистер Фриз:
Любимица публики -- Харли Квин:
Эти два персонажа были созданы специально для мультика (и если Квин до BTAS не существало вообще и её создали с нуля, то Фриз был создан на основе какого-то третьестепенного злодея из древних комиксов и мультиков и ему придали внятную историю и мотивацию -- которую потом Джоэль Шумахер передрал для своего фильма и то как следует передрать не смог).
Айви и Пингвин:
Хотя Айви обычно объединяли с Харли Квин а не Пингвином, и сами авторы сериала прекрасно понимали почему эта парочка так "стреляет" и так популярна, они вполне сознательно использовали это (насколько оно было можно в рамках рейтинга)... Интересующихся -- просим в гугль.
Художественная часть:
Так как сериал разделён на две части: "классический" BTAS и вышедший уже в конце 90-х после 3-х летнего перерыва TNBA, то в образах всех персонажей были серьёзные изменения. Кроме того некоторые герои успевали менять образ ещё в рамках BTAS, например бедный Пугало менялся три раза ещё в первых 45-и сериях, когда наконец в TNBA он совсем перестал быть собственно "пугалом" и стал этаким ходячим повешенным (см. его сравнение ниже).
Спойлер. Нажмите для прочтения
Бэтмен:
Брюс:
Комиссар Гордон:
Джокер:
Женщина-кошка:
Чревовещатель:
Пугало:
Как видно -- с самого начала Тимм и товарищи решили отходить от тупого ксеро-копирования комиксных картинок и переноса образов оттуда в мультик вплоть до последней чёрточки. Это слишком дорого, неудобно для производства и анимируется с трудом (что и было "продемонстрировано" в X-Men TAS и Spiderman: TAS). И с течением времени образы персонажей даже ещё упрощались дойдя до совсем минималистичных в TNBA.
Рейтинг:
Тогда это был первый подобный мультсериал и продюсеры и представители какого-то там комитета по телевидению особо не давали разгуляться авторам с насилием и слишком уж явными убийствами и неприличными намёками (хотя нет-нет, но и то и другое проскакивало).
В этом аспекте особенно удивительно что в следующем мультсериале, Superman: TAS авторов уже почти никак не ограничивали и им разрешали явно убивать персонажей и также постоянно отпускать шуточки совсем недетского свойства. Хотя по логике -- всё наоборот должно быть: Супермен должен быть более развесёлым и лёгким, а Бэтмен должен быть мрачным и жестоким. В итоге получилось совсем наоборот (и это тоже +1 очко в пользу STAS).
Зато в отличие от последующих мультиков в нём были настоящие пистолеты стреляющие настоящими пулями (уже после середины 90-х увидеть просто обычный пистолет в мультфильме который могут смотреть дети уже было почти невозможно -- американская специфика с богатой "историей" свободного распространения оружия).
Актёры озвучания:
Одним из новшеств именно этого мультсериала стала нехарактерная для того времени сильная работа всего отдела озвучания. Начиная с собственно подбора нужных голосов, режиссированием сеансов записи, работы самих актёров и кончая окончательным монтажом реплик персонажей. Всё это благодаря режиссёру озвучания Андреа Романо (которая стала талисманом качества голосовой работы не только для всех сериалов в рамках DCAU но и например для "Avatar: The Last Airbender") так и самим актёрам:
(отмечаю только своих "любимчиков", т.к. если отмечать всех то я закончу только в следующем году)
Кевин Конрой ("Бэтмен") -- характерно вкрадчивый голос, который "шепчет" даже когда кричит. Его голос настолько крепко слился с персонажем в сознании зрителей что он продолжает озвучивать Бэтмена в до сих пор, спустя 17 лет после выхода первой серии BTAS. В других мультсериалах, в полнометражных мультфильмах, в играх.
Марк Хэмилл ("Джокер") -- фактически, роль Джокера в BTAS и в остальном DCAU стала его второй по важности работой (после Люка Скайуокера само собой). Именно его интонации и именно его смех для многих "ТОТ САМЫЙ Джокер" затмевая даже Леджера.
Арлин Соркин ("Харли Квин") -- характерный акцентик, сочащееся преклонение в каждом слове перед "Миста Джеем" (когда Джокер не в духе) или "Пусиком" (когда он позволяет ей приластиться). Сплошная обаяшка.
Джордж Дзундза ("Чревовещатель" и "Шрам") -- обе личности Чревовещателя которые звучат совершенно по разному и даже находятся в разных тембрах.
Ефрем Цимбалист ("Альберт") -- мягкий голос дворецкого и редкие-редкие английские шутки уравновешивали подчас слишком серьёзного Уэйна-Бэтмана.
Музыка:
Как и музыка в заставках, так и общий тон был подогнан к музыке Элфмана из фильмов Бёртона. А это значит -- оркестровые композиции, узнаваемая заглавная мелодия из фильма и общая характерная Элфмановость. Для каждого эпизода записывали отдельную музыку с "живым" оркестром (сейчас такого уже не делают -- слишком дорого). В отдельных сериях получалось просто отлично -- "Энни" за джазовые композиции в серии "Bullet for Bullock" тому свидетельство.
Качество в общем:
Несмотря на все эти замечательные вещи результат от серии к серии разнился. Видимо сказывалась ещё не отработанность всей команды и их неопытность. В результате мы в составе одного и того же сериала имеем как редкие кон-гениальные серии ("Heart of Ice", "Two-Face", "Perchance to dream", "Beware the Gray Ghost", "Over the Edge", "Growing pains", "Double talk"), как и середнячки с отдельными проблесками ("P.O.V.", "Feat of clay", "Mean Seasons", "Judgement Day"), так и откровенно "никакие" серии ("Forgotten", "Underdwellers", "Fire from Olympus", "Cat and a claw", "Demon's quest", "Tyger, Tyger", "Moon of the wolf", и т.д. и т.п. -- для 100 с лишним эпизодов кол-во шлака неожиданно много).
Ссылки:
Обзоры всех 100+ серий на русском на сайте emperorjoker.com.
Оттуда же и обзоры обоих мультсериалов: BTAS и TNBA, также там если оглянуться есть обзоры по отдельным персонажам.
Изменено: Electrika, 18 Сентябрь 2022 - 10:16