Дракула
Добавлю немного дегтя. Дамы и господа, это новый рекорд у дуэта Моффата и Гэтисса. Сериалу понадобилось всего три серии, чтобы скатиться в говно. Даже "Шерлок" это сделал за три сезона. Все шаблоны на месте, выхода из зоны комфорта не ждите.
Справедливости ради, сам Дракула мне понравился. Особенно в начале, когда он был Дракулой, а не Мориартиподобным злодеем, общающимся с героями в стиле "острота - ответка - опять острота". Клас Банг визуально выдает что-то среднее между образами графа от Лугоши и Ли, и в более толковых руках, пожалуй, мог бы стать одним из лучших Дракул в кинематографе. Однако сам материал Банга подводит.
Сестра АГАТА в первых двух сериях функционировала хорошо, хоть и с оговорками, о которых ниже. Однако из-за того, куда сюжет повернул в конце второй серии, отношения ее и Дракулы не смогли реализовать наращиваемый потенциал. Обезжиренная замена того, что могло бы быть, особенно печалит в контексте гранд-финала истории.
Второстепенный состав не блещет, но и не раздражает (помимо Гэтисса, но тут уже более фрустрация от сценария играет роль). Все более-менее на своих местах.
Дальше я вынужден буду описывать свои впечатления со спойлерами, так что тем, кому не плевать на них, лучше открывать по меньшей мере последнюю часть текста после просмотра.
Сперва - спойлеры несильные.
Стоило догадаться, что ничего хорошего из сериала не выйдет, еще в самом начале. В первые пять минут допрашивающая Джонатана Харкера сестра АГАТА уже успевает задать вопрос о сексуальном контакте между Харкером и Дракулой, причем вопрос этот звучит непосредственно перед начальными титрами с явной целью спровоцировать у зрителей (и в твиттере) реакцию в стиле "ЩИТО?" и подержать их в таком состоянии пару минут - но только чем тут хотели удивить я вообще не понял. Бисексуальность/гомосексуализм вампиров - ох, откровение на миллион, никогда такого не было и вот опять. Куда больше удивляет обязательная соцповестка в дальнейшем, особенно во второй серии, но до нее мы еще дойдем. Пока что - титры и унылый слив необязательного предтитрового клиффхэнгера.
Затем, внезапно, повествование входит в нужное русло и мы наблюдаем описание Джонатаном своего пребывания в замке. Тут хватает и жутковатых моментов, и еще хорошего образа Дракулы, и интриги. Эпистолярный стиль романа тут удачно получилось заменить на своего рода отчет, который ведет Харкер. Из минусов - когда повествование возвращает нас в "настоящее", нам временами приходится терпеть совершенно неуместные остроты на сей раз от сестры АГАТЫ, которую Моффат с Гэтиссом просто не смогли прописать оригинально и в итоге скатились к типичному для себя образу. Сразу стоит заметить, что пребывание Харкера в замке так и останется самой приближенной к духу романа частью сериала. Дальше - держите мой постмодернизм, он сорвался с цепи.
Во время первой очной встречи Дракулы и сестры АГАТЫ сериал чуть ли не подряд выдал два из своих самых кринжовых моментов, которые были созданы с разными целями, но вызывают истерический смех с одинаковым успехом. Первый - это фраза "Я твой худший страх - образованная женщина с распятием!", брошенная сестрой АГАТОЙ Дракуле.
Признаюсь, сперва я настолько охерел, что не поверил. Но нет, не ослышался. Дорогие мои сценаристы, я, конечно, понимаю, что фраза эта была написана исключительно с мыслью о современных зрителях в голове, и ни о какой внутримировой логике вы не пытались думать, но все же - какого хуя? Какое значение для Дракулы имеют а) образование и б) пол? Он даже не мужик по сути, чтобы его такие "подколы" задевали - он хищник, который питается ВСЕМИ, и то, что бы образованная женщина, для него не горе, а восторг, ибо теперь он сожрет тебя с куда большим удовольствием, ибо для него умные и разнообразные люди - самое то!
А дальше нас ждет второй кринжовый момент. Вы, возможно, задаетесь вопросом: почему я пишу имя сестры АГАТЫ исключительно капсом? Да потому что в этой же сцене нас ждет сравнимый лишь со вторым "Стар Треком" от Абрамса момент, когда под напряженную музыку антагонист, продекларировав во весь голос, раскрывает настоящее имя образованной женщины с распятием - АГАТА ВАН ХЕЛЬСИНГ. И тут я уже не выдержал и захохотал в голос. Да какому какое нахер дело, что ее фамилия - Ван Хельсинг? В этой сцене важным должно быть совсем другое, но создатели важный момент шлют к херам, чтобы натужно подчеркнуть для зрителя тот факт, что эта острая на язык монашка - новая версия Ван Хельсинга из книги.
Смотрите, не пропустите это!
Ладно, выдохнули, серия закончилась все-таки на вполне себе крепком клиффхэнгере, который вызывал интерес к продолжению. И тут...
И тут повествование делает ход конем. Мы переносимся в новые декорации с новыми персонажами, а ждать раскрытия того, что же случилось после финала первой серии, нам придется еще примерно половину серии.
Не буду первым, кто сравнит вторую серию с "Убийством в Восточном экспрессе" - но ассоциация действительно напрашивается сама собой. Разве что личность убийцы мы знаем, как и то, что он не совсем человек, и вместо поезда у нас корабль - но тоже полный самыми разными людьми, среди которых хватает места и ученым, и аристократам, и обязательным представителям меньшинств с поразительной плотностью на семь-то пассажиров.
В целом, серия выступает типичным проходным вторым эпизодом а-ля сезоны "Шерлока", но в финале...
В финале нас переносят в современность, где сестра АГАТА и прочие потенциально способные появиться персонажи из прошлого вроде Мины уже мертвы, а функцию сестры АГАТЫ перенимает ее внучатая племянница, которая - а как же - похожа на нее как две капли воды.
И тут я понял, что все - это конец. Жертвой одержимости субверсиями пал еще один сериал. Пожертвовать выстраиванием отношений между персонажами ради "вотэтожопарота" - это просто вершина творческой несостоятельности, и я всерьез задумался над тем, чтобы не досматривать сериал.
Но все же досмотрел, в основном для того, чтобы узнать местную версию происхождения слабостей Дракулы, потому что в то, что сериал закончится хорошо, я уже не верил - и правильно делал. Однако сериал подъебал меня в последний раз.
В финале второй серии сам Дракула выдал вполне интересную версию того, почему он, единственный из вампиров, боится креста. Его версией было то, что он так долго питался кровью людей (преимущественно крестьян), что он впитал их страхи (по версии этого сериала, вампиры - это то, что они едят, и это важно) - а боялись они Церковь с ее травлей неугодных и, соответственно, ее символов. Но сериал тут же опровергает эту теорию, чтобы в финале третьей серии умирающая от рака внучатая племянница АГАТЫ провела Дракуле сеанс психоанализа и раскрыла ему страшную тайну. Оказывается, свет его не ранит, кресты ему не страшны, и он просто приучил себя бояться их, потому что они олицетворяют мирное принятие смерти - то, чего он сделать не может. И вот, Дракула стоит под солнечным светом, не боясь и не сгорая, свободный от ограничений. Тут у меня возник первый большой вопрос: внученька, ты не ебанулась ли часом? Если бы твой психоанализ не сработал так, как он сработал, то мир ожидал бы монстр, который не боится практически ничего, и может спокойно продолжать искать себе невест/ужин в Тиндере (хотел бы я, чтобы это была шутка, но нет). Отлично ты его остановила, браво! Но, как оказалось, пятисотлетний вампир от такого откровения таки расчувствовался и решил самовыпилиться, выпив крови доппельгангера АГАТЫ (помните: мы то, что мы едим!). В итоге Дракула умирает вместе с АГАТО..., ах, блин, да, совсем забыл: не с АГАТОЙ, а с ее внучатой племянницей, у которой нет такой истории с Дракулой, как у самой АГАТЫ, и решение твистануть в конце второй серии выстреливает в пятку самому сериалу, ибо накал концовки тут же спадает. Две серии нам показывали развитие отношений именно с монашкой, и даже тот факт, что в третьей серии ее потомок связывается с ней через кровь, не может полноценно заменить противостояние с тем персонажем, который изначально заинтересовал графа. Моффат и Гэтисс, идите спать, вы пьяны.
Вот такой вот выдался сериал. История рухнула под весом своих амбиций и отсутствия чувства меры у создателей. До сих пор не понимаю, почему было бы сразу не перенести действие в настоящее и не поиграться с этим? Ведь потенциал просто шикарный. Мир, в котором вампиры окончательно низведены до представителей поп-культуры, встречает вампира - но никто не верит в то, что серийный убийца, появившийся в Лондоне - это древнее клыкастое зло. Детектив, который догадывается о правде, но которого поднимают на смех за его бредовые теории. Наконец, можно просто-напросто использовать ход в стиле "а был ли мальчик?" и не раскрывать всех секретов. Вампир ли граф? И он ли вообще убийца? Потенциал у самого осовременивания истории есть - только не в таком виде, как это сделали тут.
Говно.