Опубликовано 19 Май 2008 - 18:33
EMPIRE/ МАЙ/ 2008
ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ
ТЕКСТ: РЭЙЧЕЛ КЛАРК/IFA
РОБЕРТ ДАУНИ-МЛАДШИЙ СНЯЛСЯ В «ЖЕЛЕЗНОМ ЧЕЛОВЕКЕ», НОВОМ ФАНТАСТИЧЕСКОМ БОЕВИКЕ ЗА $186 млн
ЕСТЬ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО СУПЕРГЕРОИ, НАДЕЛЕННЫЕ СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ И ВСЕГДА СПАСАЮЩИЕ МИР, - ЧИСТО АМЕРИКАНСКИЙ ФЕНОМЕН, ПОЧЕМУ?
Ну, во-первых, я с вами не согласен. Я считаю, что супергерои ведут свое происхождение от мифологических героев, а они существовали везде. Просто Голливуд смог подать тему в максимально доступном виде. Это как комикс по сравнению с волшебной сказкой, скандинавским мифом или средневековой легендой – очень многое ведь идет оттуда. Скажем, идея специального костюма Железного человека. Не обязательно даже от Средневековья с его рыцарями, вообще эта традиция берет начало в библейских легендах. В древности люди, которые делали какие-то технологически продвинутые вещи, производили большое впечатление на окружающих, ничего в этом не соображающих. Оттуда, наверное, в коллективном бессознательном такие вещи и появились.
ПОЧЕМУ ВЫ НЕ БРАЛИСЬ ЗА ТАКИЕ РОЛИ РАНЬШЕ?
Даже и не знаю. Я всегда занимался немного другими вещами. Помню, как пошел пробоваться на Чаплина (в фильме «Чаплин» 1992 г. – EMPIRE), а потом, на съемках, почувствовал, что моя судьба как-то связана с судьбой Чарли, что я как будто общаюсь с ним… Потом меня номинировали на «Оскара», в жизни и карьере все переменилось, и все такое. А потом начался очень тяжелый, депрессивный период. И спустя все эти годы мне показалось, что мы как-то удачно совпали – я имею ввиду, мы с Джоном (Фавро, режиссером «Железного человека». - EMPIRE) и Стэном Ли (бывший президент компании Marvel, создатель огромного количества комиксов, включая «Железного человека». - EMPIRE). По-моему, все понимают, какая ирония в этом скрыта – что я сейчас, в данным момент своей жизни и своей карьеры, играю именно эту роль. Разве нет?
В ПРИНЦИПЕ, ДА. ВЫ УЖЕ ВИДЕЛИ ЧЕРНОВОЙ ВАРИАНТ? ОЖИДАНИЯМ СООТВЕТСТВУЕТ?
Да, в общем, все понравилось. Спросите режиссера или съемочную группу, они вам расскажут, как я им руки выкручивал, чтобы все было по-моему. Вел себя не то чтобы как полный козел, но достаточно жестко. Например, если мне сцена не нравилась, отказывался сниматься, пока мы ее не переписывали – так, чтобы она устраивала всех. Так и работали.
Знаете, когда снимается какой-нибудь дешевый фильм, группа ест пиццу, на площадку все ездят на одном старом автобусе, и каждый понимает, что из имеющегося реквизита надо выжать максимум, потому что больше ни на что у реквизиторов просто нет денег. А когда с ресурсами проблем нет, то все расслабляются. И получается фигня, обман публики, которая ходит за свои деньги в кино и потом думает, стоит идти на сиквел или нет. Поэтому надо все по максимуму использовать!
Вот, например, я пришел на площадку, огляделся. Вижу, что у моего героя есть два тупых старых робота, которые ходят по-дурацки и в принципе ничего не умеют. Блин, говорю я, зачем вообще их вытащили? Зачем Тони Старку (главный герой «Железного человека». - EMPIRE) этот хлам? Мне говорят: так надо по сюжету, других у нас нет. Зачем, почему? А потом я подумал: может, это первый два робота, которых он в детстве собрал? Сейчас у него куча современной техники, машин, но вот эти два идиотских работа, которые ничего не умеют, - они ему лично очень дороги. Я решил дать им имена. Одного назвал Ты, потому что он, в общем, не заслуживал нормального имени, второго – Тукан, потому что он еще глупее того, который не заслуживал имени. Кончилось тем, что Ты и Тукан превратились почти в нормальных персонажей.
КАК СКЛАДЫВАЮТСЯ ВАШИ ОТНОШЕНИЯ С КОМПАНИЕЙ MARVEL? ДЛЯ НИХ ЖЕ ЭТО ПЕРВЫЙ КРУПНЫЙ ПРОЕКТ?
Да уж. Раньше, знаете, меня это бесило: «Да, и еще я хочу поблагодарить весь коллектив студии 20th Century Fox – они моя вторая семья!». Какая еще семья?! Да им по фигу, что с вами творится. Если вы завтра на машине разобьетесь, они глазом не моргнут. Главное – чтобы вы успели отрекламировать фильм…и свою «вторую семью». Нет, правда, есть такое чувство. Контракт я подписывал с Ави (Ави Арад, бывший директор Marvel Studios. - EMPIRE), а теперь всем заведуют другие ребята, крупные акционеры, а во главе стоит Кевин Фейге. Он постоянно у нас тусовался. Я ему показывал: «Вот эта сцена между Тони и Вирджинией, тут создается интрига – будет у них роман или нет?» Он: «Хорошая сцена…» Я в ответ: «Да, неплохая. У нас вообщем отличные сценаристы. Оскаровские номинанты». «Роберт, что-то не так?» - «Ну, вообщем все это надо переписать».
ТО ЕСТЬ ВЫ БЫЛИ ВОВЛЕЧЕНЫ ВО ВСЕ АСПЕКТЫ ПРОИЗВОДСТВА – НАЧИНАЯ СО СЦЕНАРИЯ?
Как раз нет. Как бы это сказать… То ли я больше переживал, чем обычно, то ли просто грех было упускать такую возможность… Ведь довольно часто люди, когда попадают в такие ситуации, просто пугаются. Понимаете? Нет? Если вернуться к теме Marvel в качестве второй семьи, то, как это бывает в семьях, важно всегда помнить, что даже если ты главный, это не значит, что ты всегда автоматически прав. Надо прислушиваться и к другим членам семейства, потому что у них тоже есть какой-то опыт. У них за плечами десятки таких фильмов, и они понимают, почему какие-то из них добились успеха, а какие-то провалились.
БЫВАЛО, ЧТО РЕЖИССЕРЫ ГОНЯЛИСЬ ЗА ВАМИ, ЧТОБЫ СНЯТЬ В СВОИХ ФИЛЬМАХ? В ЧАСТНОСТИ С «ЖЕЛЕЗНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ»?
Я просто сходил на пробы. А я, в общем, умею готовиться к пробам. Могу хоть год на это потратить. Три дурацкие сцены могу репетировать бесконечно. Чем дольше изучаешь сцену, тем дальше заходишь – начинаешь придумывать разные интерпретации, мелочи, импровизации там, сям… И так с каждой сценой, а на этих конкретных пробах их было три. Ни один другой актер в мире не сыграл бы эти сцены лучше меня – потому что просто никто так долго не готовится.
ЧТО ЭТО БЫЛИ ЗА СЦЕНЫ?
Одна – первая сцена фильма, где герой едет в джипе с солдатами. Другая так и не вошла в фильм, а последняя – любовная. Все были сцены… разного порядка. Очень неглупый тест. Я решил, что доведу это все до такого идеального состояния, чтобы никто другой даже в сравнение не шел.
ЧТО ВАМ ОСОБЕННО НРАВИТСЯ В ВАШЕМ ГЕРОЕ?
Мне кажется, он пытается смириться с фактом своего одиночества. Смотрите: он достиг больших высот, добился влияния, у него куча денег, но теперь ему не с кем общаться. Его лучшие друзья – роботы. У него очень однообразная жизнь. Ему нужен какой-то прорыв, потому что сейчас он просто занимается строительством очередного супероружия, а это не жизнь – хотя, конечно, я считаю, что Америку необходимо защищать и все такое. Он живой человек, со своими проблемами, и он наверняка ждет возможности открыться, впустить кого-нибудь в свою жизнь. Но пока что он живет в изоляции. И мне кажется, он очень одинокий человек.
ЧЕМ, ПО-ВАШЕМУ, ФИЛЬМ МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ЖЕНСКУЮ АУДИТОРИЮ? ВСЕ-ТАКИ КОМИКСЫ – ЭТО СКОРЕЕ МУЖСКОЕ УВЛЕЧЕНИЕ.
Мне кажется, женщинам будет интересно благодаря Гвинет (Пэлтроу. - EMPIRE) и тому, как мы с ней взаимодействуем по ходу фильма. И, в общем, это не что чтобы такой типичный тестостероновый экшн. Все-таки женщины у нас влияют на развитие сюжета, и мы старались показать их как можно более правдиво.
КАКИМ ОБРАЗОМ ВЛИЯЕТ НА СЮЖЕТ ФИЛЬМА ГЕРОИНЯ ГВИНЕТ ПЭЛТРОУ?
Она как бы направляет главного героя. Как многие женщины, она верит, что ее партнер может добиться чего-то большего. Это, по-моему, очень многое говорит об отношениях между мужчинами и женщинами в принципе.
РОМАНТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЖИЗНИ ЖЕЛЕЗНОГО ЧЕЛОВЕКА УНАСЛЕДОВАНА ИЗ КОМИКСА ИЛИ ЖЕ ЕЕ ВСТАВИЛИ ПОТОМУ, ЧТО ТАК ПОЛАГАЕТСЯ?Второе. Жалко, что так мало вставили, но если дойдет до съемок второй части, может, там этого будет побольше.
В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ВЫ МНОГО ИГРАЕТЕ В НЕПРИВЫЧНЫХ ДЛЯ СЕБЯ АМПЛУА. НЕ БОИТЕСЬ РАЗОЧАРОВАТЬ ПОКЛОННИКОВ?
Даже и не знаю. Пару дней назад я был на выставке ShoWest и увидел, в общем, такую ретроспективу всех ролей, которые я за свою жизнь сыграл. Это очень странно. Как будто выгребаешь из бумажника все чеки за год и думаешь: господи, какой же я был идиот! А вот это 30 баксов я на что потратил? Понимаете, да? Ни разу так не бывало, чтобы я подвел итоги года по деньгам и сказал себе: как я все правильно сделал, какой я молодец. Я всегда начинаю злиться, нервничать. Но тут я увидел свою карьеру в такой вот перспективе и подумал: а неплохо, на самом деле. Хотя ролик Брендана Фрейзера мне больше понравился – с «Джорджем из джунглей», «Мумией»…
ВЫ ГОВОРИЛИ, ЧТО ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ СЪЕМОК «ЧАПЛИНА» У ВАС НАЧАЛАСЬ ДЕПРЕССИЯ. ВЫ ЧАСТО ВПАДАЕТЕ В ДЕПРЕССИЮ, КОГДА ЗАКАНЧИВАЕТСЯ РАБОТА НАД ОЧЕРЕДНЫМ ФИЛЬМОМ, ИЛИ ТОГДА ПРОСТО БЫЛ СЛОЖНЫЙ ПЕРИОД?
Я тогда долго готовился к этой роли, она для меня столько значила… И тут вдруг съемки кончились, все разъехались, а я завис в Швейцарии. Пил, не знал, куда себя деть. Жил в гостинице, устраивал там тусовки. Время от времени мне говорили: «Знаете, нам кажется, вам пора ехать… Даже ваш бухгалтер уже уехал!». Но я так от всего устал, а вокруг – Швейцария, еда, женщины… Я говорил: «Ну куда я поеду?». Мне говорили: «Домой. У вас же есть дом?». В общем, переезжал из номера в номер. Но, конечно, все хорошее всегда заканчивается.
С ЭТИМ ФИЛЬМОМ ВАМ ПРОЩЕ БЫЛО РАССТАТЬСЯ?
Не совсем. У меня не было перерыва. Как только закончился «Железный человек», начались следующие съемки.
КОГДА ВАС ПОЗВАЛИ НА ГЛАВНУЮ РОЛЬ В КРУПНЫЙ ЭКШ-БЛОКБАСТЕР, ВАС ЭТО НЕ УДИВИЛО?
Нет. Я очень обрадовался. Знаете, обязательно нужно уметь быть самому себе такой группой психологической поддержки. Постоянно себе говорить: «Ура, давай, молодец, ты сможешь, да!». Сам себя не похвалишь – ходишь как оплеванный. Именно так я пережил несколько сложных периодов в жизни.
Между прочим, среди моих ровесников я единственный, кто все еще продолжает профессионально расти. Не считая, может быть, Шона Пена. Я не застыл в одном амплуа, я продолжаю меняться.
ВЫ БЫЛИ ЗНАКОМЫ С ДЖОНОМ ФАВРО ДО СЪЕМОК?
Я о нем знал, но мы не встречались.
ЭТО ОН ОБРАТИЛСЯ К ВАМ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ СЫГРАТЬ ЖЕЛЕЗНОГО ЧЕЛОВЕКА?
Нет. Я приехал в офис Marvel на общее собрание. То есть я думал, что будет общее собрание, - может, неправильно понял своего агента или еще что. Так или иначе, мы поболтали немного про Железного человека, и вдруг они говорят: спасибо, до свидания, было очень приятно познакомиться. Я вышел в некотором ступоре: что это было? Я думал, мне вручат сценарий, попросят посмотреть, а они – спасибо, до свидания. Меня что, выгнали пинком под зад? Но потом вот как-то все получилось.
КАКИЕ У ВАС БЫЛИ ОЩУЩЕНИЯ, КОГДА ВЫ СТОЛКНУЛИСЬ С ФАНАМИ ОРИГИНАЛЬНОГО КОМИКСА?
Я был просто счастлив. Знаете, как это сейчас устроено – чтобы ни случилось на свете, достаточно зайти в Сеть, и там про все будет написано. Кто сейчас управляет миром? Люди с никами вроде geekpenis9, и так далее. Когда я зашел в интернет и посмотрел, как они реагируют, я был в полном восторге от того, что им все нравится и что они довольны выбором исполнителя главной роли. Мы с Джоном (Фавро. - EMPIRE) могли расслабиться, только когда показали на фестивале ComicCon четырехминутный ролик. Целый год работы, споры, идеи, находки – а кульминацией этих усилий стал показ ролика, после которого зрители сказали: «Да, это именно то, чего мы ждали». Ролик попал в интернет, его стали обсуждать, и мы поняли: все будет хорошо.
ТРУДНО БЫЛО СНИМАТЬСЯ В КОСТЮМЕ ЖЕЛЕЗНОГО ЧЕЛОВЕКА? НАСКОЛЬКО Я ПОМНЮ, С КОСТЮМОМ БЭТМЭНА БЫЛИ ПРОБЛЕМЫ – В НЕМ ГОЛОВА ПОВОРАЧИВАЛАСЬ С БОЛЬШИМ ТРУДОМ…
Нет, с головой у нас точно никаких проблем не было.
А С ЧЕМ БЫЛИ?
Ну, костюм Бэтмэна резиновый, а наш, по идее, должен был быть из железа. Можете себе представить, каково нам было. Нам, я имею в виду себя и тех каскадеров, которые в нем работали. Из-за этого костюма мы все по очереди ходили в синяках – один снимается, другой лечится после съемок, а третий готовится завтра надеть костюм.
ЦЕЛИКОМ КОСТЮМ ВЫ ХОТЬ РАЗ НАДЕВАЛИ?
Раз или два точно приходилось. Мы с каскадерами немножко отличались друг от друга физически. У меня, например, голова среднего размера, но я не очень высокий. Плюс у меня достаточно толстые руки, так что каскадерам проще было продевать руки в рукава. Одному из моих дублеров шлем давил на голову, а другой в шлеме чувствовал себя свободно, зато ему давили ботинки. Представляете?
РАЗВЕ ЕГО НЕ ПОДГОНЯЛИ ПО МЕРКЕ?
Его делали под нескольких человек одновременно. Я все время думал: черт, как же так? Это же мой костюм!
СКОЛЬКО ОН ВЕСИЛ?
Первый вариант – 30 кг, а второй и третий – 25 и 20. Но чаще приходилось надевать только часть. Под конец, если просили переодеться в костюм, я приходил в трико с датчиками и говорил – снимайте, как хотите, и дорисуйте все на компьютере, потому что больше я мучиться не могу!
Down is the new up