Похоже, Коэны устали сами от себя. Устали от своей злой насмешливости, от мизантропии, коей было пропитано почти всё их предыдущее творчество и отчётливее всего – непосредственно перед «Хваткой» в последние три года. Они будто вышли из своего тёмного угла на центр зала и робко пустились в пляс, честно танцуя от и до, – мол, смотрите, мы тоже люди и ничто человеческое нам не чуждо.
У Коэнов всего две акцентированных экранизации, потому, наверное, «Хватка» больше других напоминает «Стариков». Только она попроще и почестнее, – когда в «Стариках» наступало многозначительное молчание, тут либо включаются героические мотивы, либо персонаж Бриджеса беззаботно посылает кого-нибудь нахуй. Из глупости, которая раньше неизменно приводила к краху всех и вся, в «Хватке» братья лепят чуть ли не подвиг, о котором потом не стыдно и песню в пивнушке сложить. Особенно отчётливо это видно на примере Лабифа, героя Дэймона, одну фразу которого – "Я же техасский рейнджер" – я теперь буду использовать в ответ на каждое спасибо в свою сторону. Этакий простофиля, кажется, немного недолюбливающий себя, он является той мышкой, которую в предыдущих фильмах братья с удовольствием бы проглотили своей змеиной пастью; они и тут его, казалось бы, ведут к подобному концу, но в итоге воздают за его старательность и честность.
Закончили они тоже немного для себя необычно – не внезапно, не шокирующе, а как-то буднично, сбавив сердцебиение фильма почти до нуля. Я уверен, кстати, что подобная судьба героини вовсе не была единственно возможной (да с тем же Лабифом у них уже почти сложилось), но тогда это, видимо, было бы не совсем true grit.
При внутреннем изменении, внешние Коэны по-прежнему на месте. Отличные персонажи (особенно Бриджеса и девочки, очень хорошей девочки), искромётные диалоги между ними; святой мученик киноакадемии Дикинс безупречно ставит камеру, всё так же звучит драматичная музыка Бёрвела (здесь впервые не заглушаемая еврейским закадровым смешком). Даже элементы абсурда присутствуют, вроде весьма своеобразного местного врача, но это так, мимолётно.
Такое впечатление, что Коэны сцедили яд в баночку, и теперь очень интересно, что они будут с ним делать – выльют ли в раковину, поставят до лучших времён на полочку или, чё уж там, запустят в кого-нибудь следующим же фильмом. Одно ясно, что бы они там не решили (а после таких сборов они могут хоть «120 дней содома» пожелать перенести на экран), за качество можно не волноваться.
P.S. Пожалуй, это первый фильм Коэнов, который я вполне могу и хочу оценить в баллах. Ну и оценю – честных
восемь с половиной, от и до.
А, ну и конечно
Я не покупаю виски, я их конфискую
Изменено: Эйч Даблъю, 14 Февраль 2011 - 03:34