К сожалению, от блокбастера здесь осталось только 2/3, потому что фильм создавался в производственном АДу, а студийные управляшки были больше обеспокоены контролем над инвестициями, чем качеством. Тут на одного Форстера приходилось 100500 продюсеров со своим "ахуенным видением", диктовавших ему что и как снимать, и еще столько же сценаристов, которых то и дело подряжали переписывать фильм на ходу. Строжайшие рейтинговые ограничения (зомби-муви в ПГ-13) и требования к хронометражу также нанесли проекту больше вреда, чем пользы.
Вся суть книги была очень четко сформулирована в её названии: мировая война. То есть кризис и хаос, охватившие весь земной шар, что прямым образом отражалось в постепенно нарастающем масштабе пандемии. При том, что повествование было непоследовательным и подавалось в виде этаких хроник переживших зомби-апокалипсис людей, интервьюируемых рассказчиком, Брукс намеренно заходил издалека, а самое вкусное, вроде подсюжета с китайской подлокдой, или кульминации в виде грандиозной битвы в пустыне, оставлял на десерт.
И изначально авторы адаптации это учли, поэтому фильм заканчивался огромной, зрелищной сценой в России, где армия людей сдерживала натиск полчищ зомби аналогично первоисточнику, впервые поняв, как можно эффективно им противостоять. Определенной политической остроты добавляло то, что власть в РФ в ходе событий книги/фильма захватывала военная хунта, с массовыми расстрелами и децимациями, и я думаю в том числе поэтому для экранизации выбрали именно этот эпизод. И хотя присутствие там Джерри уже не соответствовало канону книги, её стиль, настроения и размах были переданы идеально.
А потом какому-то долбоёбу наверху то ли ударила в голову моча, то ли он забыл, что это фильм на тему противостояния Человечества и Зомби. Так или иначе, в руководстве посетовали на то, что "Вышло слишком мрачновато, у нас тут кино про семьянина, а не вот это всё"©, и выкинули нахуй 40 минут рабочей версии, организовав обширные пересъемки за полгода до выхода фильма в условиях ограниченного бюджета. В итоге, после размашистого и эпичного второго акта в Израиле, с его буквально прущими друг у друга по головам полчищами ходячих трупов, после всех этих самолетов, вертолетов и авианосцев, все скатывалось в унылую, затянутую, малозрелищную беготню Питта по серым коридорам какого-то обоссанного НИИ, в духе типового локального зомби-хоррора уровня первого Resident Evil. Причем, вмонтировали этот "улучшенный" третий акт откровенно безалаберно, растеряв все напряжение и динамику основной части фильма.
Книжку я читал еще в универе, и следил за статусом производства фильма много лет, поэтому был в курсе определенных закулисных сложностей, но даже с пониманием ситуации, такая резкая смена тона обескуражила еще в кинотеатре. Помню, я тогда не мог поверить, что все действительно закончится таким убогим и разочаровывающим образом, а потом пошли финальные титры.
При всем при этом, я люблю этот фильм. Мне нравится то, каким он задумывался изначально: взять эпизодическую, фрагментированную модель повествования книги, и сделать из этого более последовательный, связный сюжет в реальном времени, сфокусированный на одном центральном персонаже. Мне нравится, что за созданием картины стояли люди, неравнодушные к первоисточнику (Питт, Форстер, даже отстраненный в дальнейшем Стражински). Мне люто доставляет израильская секвенция. Мне нравится пролог под Muse. Но при последнем пересмотре года 4 назад, сразу же после сцены с падением самолета, я скипал сабж аккурат до эпилога, где сохранились хоть какие-то крупицы оригинальной концовки, потому что смотреть на этот 40-минутный вывернутый изнаночной стороной коридорный трешак в фильме, изначально задуманном как блокбастер о гибели человечества с апокалиптическим размахом, нет никаких сил и желания. Это как если бы третьи "Пираты карибского моря" финишировали не эпической морской битвой и водоворотом, а допустим дуэлью Бэккета, Воробья и Джонса в каком-нибудь дощатом свинарнике — вот тот же уровень абсурда. Или если бы вместо монументальной сцены с Флэшем в концовке Лиги Справедливости, все скатывалось в нелепую клоунаду с "Ам э биг фэн оф джастис!!!!11"©, летающими хрущевками, Достоевским, и Степным волком, смешно изнасилованным парадемонами. Oh, wait...
Нет ни малейших сомнений в том, что оригинальная версия была лучше итогового выкидыша, но, к сожалению, вряд ли мы когда-нибудь её увидим.
p.s. С десятилетием, кста.