Детская неожиданность трансцендентность.
Нил Бломкамп болен. Болен особой редкой режиссерской болезнью. Она называется "обратный синдром Гая Ричи". Помните, когда Гай Ричи снял Стволы и Снэтч, а потом вдруг Унесенных и Револьвер, все сказали "ээ, давай снова про бандюгов с матюгами и чтоб такой быстрый монтаж, а потом слоумо", а Гай Ричи сказал "да мне это уже не интересно, это пройденный этап, я хочу снимать дорогостоящие блокбастеры с голливудскими звездами, собирающие кучу бабла". Но публика заныла "давай про английских бандюков" и он снял Рокнроллу. Так вот, у Нила Бломкампа все наоборот. Он почему-то считает, что все хотят от него фильмов в стиле Района №9. Э, нет, Нил, чувак, мы хотим прямой сиквел "Район №10", а не фильмов в стиле Района №9. Не надо всю жизнь снимать один и тот же фильм, ты не Скорсезе, Нил, остынь.
Надеюсь, Сигурни Уивер объяснила ему это на съемках Чаппи и в Чужом 5 не будет ничего от Района №9.
Что касается самого материала, то действительно в некоторых моментах можно было бы буквально одной фразой все объяснить, сгладить углы или все перевернуть. Например, почему Чаппи поначалу ведет себя как ребенок. А это просто Дев Патель перевел в электронный вид сознание своего 3-летнего сына, умершего от лейкемии. Да, это стандартный слезовыжимательный ход для американских фильмов, да, мы такое видели сто раз. Но это объяснило бы уровень интеллекта робота. Можно было сказать что-нибудь вроде "программа включает более 150 тысяч поведенческих реакций, адаптивное поведение, самообразование". В противном случает получается робот-олигофрен, любимой шуткой которого является повторить фразу собеседника с той же интонацией. Типа медленно доходит до него. Одно дело, когда Чаппи , как Т-800 перебирает в голове варианты ответа, другое дело робот-дурачок, которого разводят и сами-то не шибко умные главные герои. Очень трудно испытывать сочувствие к роботу-дурачку. Можно было сделать персонажа Америку каким-нибудь бывшим сотрудником Тетравааля, который умеет снимать блокиратор насилия у копо-роботов. Причем выгнал его с работы Хью Джекман.
Или вот еще: почему Дев Патель не открыл пинком дверь к Сигурни Уивер и не сказал "вы даете мне деньги на мои исследования, сколько я скажу или я покидаю вашу сраную контору, где у меня даже нет собственного кабинета и улетаю в США, где мне предлагают СЕО за 300 млн в год"? А можно было в самом начале сказать, что он сбежал из США, где его преследовали именно за пропаганду искусственного интеллекта. И поэтому вынужден работать наладчиком.
Таким путем многое в фильме можно объяснить и примирить между собой.
Хью Джекман слишком дает Дика Джонса, этакий прямолинейный злодей с бэйджиком "злодей" во всю грудь. Я дерусь, потому что дерусь, я злодей, потому что злодей. Ведь не важно, каких роботов печатают, деньги все равно забирает Уивер. Вон, Дев Патель, вроде бы все на нем держится, а сидит как обычный планктон в рабочем пространстве, ездит на фургоне компании. За что боролся Хью Джекман?
Вот Ниндзя вполне адекватный сеттингу герой, про него вся стало понятно, как только я увидел розовый магазинчик в желтой винтовочке. Этакий перс из наркоманской вселенной Фар край 3-4. Йоланди это кич и не более того. Тут был вопрос " как ее сознание уместилось на флешку?". Да элементарно, флешка двухгиговая и там еще место осталось.
Тут многие говорят про цитаты из Робокопа, из Железного человека, из Короткого замыкания. Но я вот буквально с первых кадров я почувствовал некую трансцендентность происходящего. При этом я не читал тему, не открывал спойлеров. Но какая-то духовная близость с прошлогодним фильмом Уолли мне сразу бросилась в глаза. Наверное, управляющий шлем Лося со шлейфами и кабелями сразу напомнил
и
так что Нил, сам того не ведая (а может намеренно и нарочито) проспойлерил мне концовку. Обидно только, что аккумуляторы у обоих роботов тоже в скором времени разрядятся. И где они новые возьмут?
Экшн - его мало. И придурковатость в сочетании с неуязвимостью Чаппи часто сводит на нет все напряжение.
Кино за попытку.
Немного лучше, чем "Элизиум", который вполне нормальный фильм и даже посильнее некоторых, но все ждали шедевра, как от того-с-кем-нельзя-сравнивать. Здесь же шедевра наоборот никто не ждал и получилось вполне детское простенькое как два пальца кинцо про говорящего енота роботика.