Чтобы не сильно повторяться, скорее уточню некоторые моменты. А так буду в ряду восторженных.
Это проникновенная и филигранно сделанная вещь.
Масштаб. Весь масштаб Дюнкерка не уместить в кадр, сколько уместилось, то и попало. Сдерживающий фактор - правда в воссоздании деталей, людей, машин. По натуральности, если честно, даже перебор. Но цель - показать переплетение человеческих историй и фактического визуального кругозора героев, так что масштаба достаточно, если не более чем, для повествования.
Отчасти фильм - ужастик на выживание (обойдёмся без англицизмов). Безымянный герой Мёрфи его пережил и, возможно, сломался быстро. Не известно, какое по счёту неудачное спасение у него, но что Томми уже третье терпит и не сходит с ума - уже своего рода героизм. К слову о героях: в фильме есть точно один, совершающий героический акт. Даже Джорж злосчастным падением совершает маленький подвиг, спасая от безумия нашего Мёрфи, а того и гляди целый курс и судьбу маленького судна. Словом, от многих подвиги - в меру обстоятельств и сил.
Герой тут коллективный. Повествование - документальная хроника. Три-четыре временные линии и переплетение их историй, крещендо, музыкальный вой и рёв, божественный ван Хойтем с IMAX - о художественности.
Художественных и ценных приёмов масса. В начале герой спасается бегством от пуль в жилых кварталах, а выбежав на пляж, мы видим с его перспективы, что бежать некуда - парню, который едва вырос, и что он тут, спрашивается, забыл. "Вали отсюда любой ценой" пробивает на телесном уровне. Для любителей в СССР и "мы победили", это безусловно, трусость - ведь надо вести на бойню всех и молодёжь тоже, даром что тактически и стратегически это бессмысленно, - зная-то в неиссякаемые запасы. У британцев, поверьте, где-то в бошках было коллективное подспудное "нас не бесконечность, и остров надо защищать" ещё до озвучки Черчиллем. Впрочем, сильно отдаляюсь от фильма... но, система ценностных взглядов и поведенческих установок тут ой какая другая, и она тут огонь, вода и воздух фильма. И даже нолон фильма.
А почему проникновенная работа? Естественно, во-первых, мужественной историей яхты мистера Доусона, у которого добродетели и вера несмотря на смерть сына. А во-вторых, бровями глазами Харди. А почему он посадил самолёт там... С хера ли он карту смотрел перед посадкой, или самолёт поджог не двигаясь, да и вообще переключился на резерв топлива? Пошёл до конца. Это очевидный отвлекающий манёвр (самолёт на вражеской территории), а дальше возможно что угодно: устрашение противника нападением при допросе в плену - и всё просто, чтобы отвести от обстрела спасаемых. Либо, того паче, уже готовый перед смертью прибить парочку-другую врагов. Стоит капельку напрячь воображение и ликование на земле его победоносным выстрелам и бреющий полёт смотрится совсем, совсем иначе.
Изменено: Forer, 26 Май 2020 - 01:07