Умница Мэтт Деймон.
Все то, что я так ценю в кинематографе, все то, что повергает меня в эстетический экстаз и заставляет всматриваться в экран, внимательно следя за персонажами и развитием ситуаций - в этом фильме есть, и есть на высшем уровне. Сюжет, проработанные до деталей психологические портреты, персонажи, олицетворяющие собой целую жизненную философию и выбор, непредсказуемое развитие событий, целостный, не провисающий сценарий и великолепная актерская игра.
Математик олицетворяет собой один жизненный выбор, психоаналитик - другой, противоположный. Одному важен успех, достижения, цели, амбиции, реализация своего интеллектуального потенциала. Второму важна чувственная сторона личности - любовь, доверие, внутренняя гармония, дружба, умение понимать себя. И то, как эти давнишние друзья по-разному смотрят на Уилла, и то, как они с пеной у рта доказывают друг другу, что для того правильно и полезно, и то, насколько по-разному смотрят они на жизнь говорит зрителю, что на чью сторону склонится гений Хантинг, на того и будет походить он сам в будущем. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что с таким котелком он без труда сможет пойти по сразу двум дорогам и пройти в обеих дальше своих сердобольных наставников.
Математик заранее был обречен на провал, потому что пытался давить, использовать, хитростью добиться от ГГ того, что нужно ему, не спрашивая, чего же хочет сам Уилл. А Хантинг это без труда понял, он вообще людей насквозь видит, и любо-дорого было посмотреть на его удивленный и растерянный взгляд, когда спокойный и уравновешенный психотерапевт хорошенько придушил его и угрожал расправой. Удивился, испугался, заинтересовался, понял, что ошибся в первоначальной оценке - все было в этом взгляде.
Сам Уилл, не смотря на свой интеллект, справиться с эмоциональной частью себя и тяжелым наследием прошлого самостоятельно не в состоянии (почему-то вспомнилась соответствующая серия из сериала ТБВ, когда Шелдон сделал для себя открытие, что эмоции у него точно такие же, как у всех прочих, в отличие от интеллекта). Это все сформировалось и глубоко въелось в суть до того, как он поумнел, набрался знаний и стал заниматься самоанализом. Уверен, что книг по психологии он перечитал не одну сотню, думал на эту тему тоже немало, но выхода не нашел для себя, потому что одних только вычислительных мощностей мало для решения проблемы, нужен еще правильный алгоритм работы над собой, опыт, поддержка. Именно это и преподнес ему его друг психиатр.
И диалоги, какие же тут диалоги! Хоть записывай за ними ей-богу)
После этого фильма зауважал этих двоих прям - написать такие диалоги и вообще такой сценарий. Это очень и очень впечатляет.
Эпизод с липовым собеседованием - это особенный эпизод. Тут Бэн Аффлек продемонстрировал, каким был бы главный герой в его исполнении. Мне понравилась его игра в этом эпизоде (как и во всем фильме, но речь про эпизод) - хорошо выложился. Ведь он сыграл по сути минипостановку внутри фильма - забросил на один эпизод своего персонажа и сыграл таки Хантинга в фильме, где роль Хантинга ему не досталась. Особенно покайфовал от операторской работы и задумки вообще - когда камера показывает сцену из-за спин потенциальных работодателей, потом подъезжает к Аффлеку, обходит его сзади и возвращается за спины комиссии. Великолепно.
Это лучший фильм, что я посмотрел за последние несколько лет. И конечно же в личную коллекцию и на пересмотр через некоторое время.
P.S.: Незримое присутствие Кевина Смита ощущалось - жизненная драма, шикарнейшие диалоги, простая Америка, которую так редко (что почти никогда) показывает нам голливудская Фабрика Грез. Кто-то кому-то подражал, кто-то кому-то помогал и кто-то кого-то вдохновлял - есть сильные на то подозрения.