Еще одна киноэкранизация многогранного Алексея Иванова ("Географ глобус пропил", "Тобол", "Пищеблок", "Ненастье"), на этот раз с бюджетом и размахом. И все, что вы могли прочитать про этот фильм раньше, как критические замечания, так и хвалебные комментарии - все чистая правда.
Да, действительно, первый час-полтора есть стойкое чувство, что фильм нещадно резали, как будто и правда наснимали на сериал с приличным хронометражем и потом пытались втиснуться хотя бы в итоговые 2 часа 40 минут. Калейдоскопом мелькают лица эпизодических героев, которых зачастую играют весьма известные актеры, сюжетные ниточки завязываются и почти тут же обрубаются, лето сменяет зима, а зиму - лето. С другой стороны, особо заскучать не дают, потому что даже в этом круговороте событий найдется место одной неплохой битве, да и картинка приятная глазу сама по себе.
А вот когда фильм перестает колбасить по пространственно-временной линии, темп событий выравнивается и наступают "финальные" полтора часа - тут уже только держись, режиссер Мегердичев выдает уровень, с которым уже не стыдно что-то там ответить Голливуду, хотя он, конечно, ни о чем не спрашивал. Битва, большая как по своей продолжительности, так и по своему масштабу, с легкостью кладет на обе лопатки "Битву бастардов" из "Игры Престолов", за которую Мигель Сапочник в свое время получил "Эмми", не говоря уж про кромешную "Долгую ночь". Огромная массовка, минимум компьютерных эффектов - максимум каскадерских трюков, кровавое рубилово, поставленное и снятое на высоком уровне. Нет этого дурацкого мельтешения в кадре, припадочного монтажа, зато длинных планов - преизрядно. Да, возможно, от некоторых моментов вы можете словить дежа вю в духе "где-то я это уже видел", а именитые историки с ютуб-каналов найдут к чему придраться в обмундировании или вооружении воинов, но зато сразу видно - все деньги на экране, нарядно и качественно. В отличии от того же идиотского "Викинга", стоившего более чем на полмиллиарда (!!!) дороже, но вышедшего в разы скучнее и неряшлевее. С учетом того, насколько подробно наш DfS-76 пересказал сюжет в своем отзыве, можно даже сильно припоздниться на просмотр и глянуть только эту битву - и то стоимость билета отобъется полностью.
Хороши и заглавные актеры, что Александр Кузнецов в роли князя Михаила Еромалаевича (в фильме даже уделили внимание его характерному носу, обыграв этот момент примерно как в "Индиана Джонс и Последний Крестовый поход" появление у Индианы на подбородке шрама от Харрисона Форда), что дебютантка Елена Ербакова в роли ламии и, по совместительству, его жены Тичерть. Если первый уже серьезно закрепился в большом кино, отметившись даже в Голливуде, то актерский диапазон Елены в фильме на уровне "просто голая туда-сюда ходи", но лукисты останутся довольны. Очень плотный по актерам и второй план, даже если, повторюсь, они мелькают всего на пару минут, как тот же Алексей Розин. Примечательно, что креститель Иона, лицо русской православной церкви в этих уральских краях, в исполнении Андрея Евгения Миронова вышел тем еще муднем, пусть и не главный антагонист фильма, но и нервов героям попортил преизрядно. Зачем только актеру Миронову надо было так наяривать в большинстве сцен, доходя почти до гротеска, я не очень понял.
По факту, "Сердце пармы" - тот редкий случай, когда в отечественном кино, снятом в последнее время, количество достоинств с лихвой перекрывает его недостатки. Даже искренне жаль, что оно так не добирает по сборам. Если вдруг таки выйдет сериал, где теоретически вернут все вырезанные эпизоды и сделают сюжет более стройным и последовательным - посмотрю обязательно.
КИНО (с мааааааленким вот таким, почти невидимым минусом за сюжетный винегрет в первой половине фильма и спецэффектного волка)
Изменено: Ken Adams, 29 Октябрь 2022 - 00:29