Опубликовано 29 Ноябрь 2005 - 16:40
Лирическое отступление.
«Как, ты не читала Акунина?!!! Обязательно почитай, тебе непременно понравится!» С этого все и началось. Или с «Турецкого гамбита»? Потому как книги Акунина были уже после, их и сейчас еще много, читать и читать… У меня, честно сказать, было некоторое предубеждение – не читать то, что читают и чем восхищаются так многие. Просто не хотелось попасть в течение, не хотелось утонуть. А хотелось не говорить, что Акунин интересный и неординарный писатель, что читать его книги увлекательно и от этого никогда не устаешь и т.д. и т.п. Однако любопытство, движущая сила всего человеческого, оказалось сильнее меня. И вот, я читаю. И удивляюсь неординарности, красочности и русскости, если можно так сказать, языка, и так увлекательно и интересно, что не оторваться, и отдыхаю. Так что очень и очень советую тем, кто еще не читал.
Собственно «Статский советник».
В целом понравилось всё – это раз, многие образы совпали с моими представлениями - это два, понимаю противоположность мнений – это три.
Понравилось, честно говоря, почти всё. Сюжет – это книга и всецело заслуга автора. Несмотря на то, что многие моменты именно сюжетной линии, как говорят знатоки, в ходе съемок и непосредственного вмешательства Никиты Сергеевича были изменены. В частности, важность Пожарского как одного из главных героев и исторической личности или, например, сама концовка этой истории, когда Фандорин принимает решение «остаться» на государственной службе. Наверное, это было сделано для большей яркости и красоты, пусть и немного пафосно, но оправданно. Ведь, пожалуй, «Статский советник» – это одно из самых политических произведений Акунина, а политика царской России для нас теперешних – действие очень интересное и захватывающее. И неоднозначное. Отсюда и первое зрительское противоречие: некоторым было скучно. Да, верю и соглашаюсь, политика – это скучно и грязно. И показать это увлекательно без затяжек и проволочек очень сложно. А без этого, увы, непонятно. Ведь мы пришли в кино, чтобы отдохнуть, а нам о судьбах родины….не очень хочется, не сейчас, потом, быть может. Понятно.
Однако, согласитесь, как оригинально поставлен вопрос о патриотизме и служению Родине! Ведь и Фандорина, и Пожарского и Грина – всех их можно назвать людьми, болеющими за честь и судьбу России. Вот только понятие о долге и патриотизме у них разное. Грин – большевик, Пожарский – по сути, предатель государственности, Фандорин – искатель истины и в каком-то смысле идеалист. И у каждого из них своя правда, и, что более необыкновенно, каждый из них по-своему, действительно, ПРАВ. Акунин же сделал свой выбор, занял сторону только одного из героев, чем собственно и объясняется конец фильма, и его высказывание в прессе о том, что побольше бы России таких людей, как Фандорин и жили бы мы сейчас совсем по-другому, чего-то да значит. Вот вам и второе зрительское противоречие: каждый из нас тоже выбрал чью-то сторону и не согласился с автором. Имеем право.
А очень может быть, что все совсем не так сложно. Может всё проще, и кто-то из нас просто пришел в кино, чтобы отдохнуть и посмотреть хороший, динамичный, разрекламированный с такой помпой, фильм, кто-то пришёл увидеть любимых актеров, которых, как и всегда, было в достатке, ну а кто-то всерьез интересуется российской историей. И это тоже понятно.
Практически лишенный спецэффектов Советник смотрится просто и несколько скупо, зато держится практически целиком на игре актеров. И есть в этом своя несомненная прелесть. Москва, отснятая преднамеренно в неярком свете и приглушенных тонах, предстает перед нами серой, скучной и холодной. Зато актеры блистают! Я, честно говоря, просто наслаждалась их игрой.
Никита Михалков в роли Пожарского был просто неподражаем, играть подлеца и с таким шармом, что невольно проникаешься к нему не просто сочувствием, но часто даже думаешь, что он прав! Для меня не было открытием актерское мастерство этого, несомненно, талантливого человека. Однако мне показалось, Михалков в фильме очень похож на себя самого, в хорошем, конечно, смысле. Его герой как будто очень близок ему по поведению, манере держаться, со многими его тезисами он как будто бы внутренне согласен, от того они и звучат так прочувствованно и ярко. Одним словом великолепный получился типаж.
Олег Меньшиков в роли Фандорина многим не понравился. Не его, говорят, роль, у актера слишком живые черты лица, а ему пришлось весь фильм изображать истукана, да и вообще он фактически-то и не играл. А меня просто очень порадовал. Истинный Фандорин, по-моему, он именно таков! Одна только его походка с высоко поднятой головой чего стОит! Не говоря уже о широко раскрываемых от удивления глазах и милой манере заикаться. Таким он и был любимец и любитель хорошеньких женщин, спокойный и беспафосный, без тупого лизоблюдства и страсти к подхалимажу, гений дедукции и честнейший из людей. В героя Меньшикова просто хочется влюбится.
Грин. В исполнении Константина Хабенского – это истинный революционер. С таких людей, как Гринев и начиналось в свое время большевистское движение, с таких вот бесчувственных, расчетливых, но в глубине души безмерно одиноких, с таких мусорщиков, очищающих землю от никчемных и завравшихся Храповых и Пожарских, освобождающих народ от царского гнета. И прикасаться к хорошему, чистому и светлому им тоже было нельзя, и помнить настоящую любовь необязательно. Непозволительно любить таким как Грин, да и некогда им. У них одна любовь – революция, власть пролетариата, свобода и равенство. За это и умереть не страшно. Блистательный и очень фактурный образ сыгран просто на отлично.
Мне очень понравились так же и Мария Миронова в роли Жюли, и Федор Бондарчук в роли московского обер-полицмейстера, и Олег Табаков, сыгравший доживающего свой век губернатора Москвы князя Долгорукого. Их образы, несомненно, дополняли картину происходящего, они были необходимы для создания соответствующего фона и настроения.
Вообщем, фильм очень и очень не разочаровал. А российское кино, кажется, все-таки возрождается!