2005
IMDb
Режиссер: Алексей Федорченко
В ролях: Борис Власов, Виктория Ильинская, Анатолий Отраднов и др.
Под покровом секретности такой, по сравнению с которой секрет атомной бомбы - ничто, кузнец-передовик за 2 смены прессует 120 чугунных втулок, поросенок пьет кагор а четверо самых достойных советских людей - Физкультурница, Спортсмен, Летчик-богатырь и Лилипут проходят подготовку к небывалому подвигу - полету человека на Луну. Сьемочная группа фильма собрала за 3 года уникальные материалы из архива НКВД, добралась до Чили, Полинезии и ЮАР, расследуя самый амбициозный из великих проектов советской науки 30-х годов.
Мы все жили когда-то в стране. Кто не жил, все равно на генетическом уровне должен помнить. Это так просто не забывается. Очень остро помню страну, она была везде - в лицах, в походке людей, в самых простых человеческих проявлениях, в том как и что происходило каждый день со всеми нами. Это не качественная характеристика, обласкан был человек страной или раздавлен - он знал о ее существовании.
Я думал - она ушла и не вернется. Она действительно пропала, если посмотрите фильмы, снятые в самом конце 80-х, можно будет увидеть, как из кино утекает этот миф. Так "Жестокий романс" был снят до, а "Дорогая Елена Сергеевна" - после. "Черная роза" - до, а "Дом под звездным небом" - безнадежно после. Потом мы пытались анализировать, говорили, что-то про эзопов язык и фигуры умолчания, но все заметили это - воздух стал другим, изменились сами его оптические свойства, зафиксированные на старой пленке. И с тех пор любая попытка закосить в лоб под заливную рыбу ничего кроме раздражения у нас не вызывала, если и смешила, то как-то нехорошо и тупо.
А теперь что-то опять изменилось. Сначала в 2004-2005 году выходит замечательный "Космос как предчувствие" Алексея Учителя. Фильм, заставивший снова поверить в магию жестяного таза в прихожей и велосипеда с моторчиком. И вот, почти на ту же тему, 70-минутный мегаэпик Алексея Федорченко.
Псевдодокументальные мистификации - редкий, но встречающийся жанр. Уникальность же этой картины в том, что нас просят поверить не просто в небывшее, а в фантазию параллельного пространства-времени, ворота в которое открывает изображение на старой пленке. Обман удается, причем на очень глубоком уровне - религиозном. Мы ведь верим в Юных Пионеров, в Сталина и Советскую Науку. Любим или проклинаем, но верим. Значит верим и в Светлую Веру и в Титановый череп и в Утенка-испытателя.
Как в любой хорошей игре здесь есть несколько планов. Сюжет о полете на луну - только первый. На втором уровне стилизация идет уже под малобюджетное документальное кино 90-х. Модели насекомых, лилипутский спектакль про белоснежку с отсылками к Диснею, GTA - это уже трэш-мифы нашего недавнего прошлого, которые так же работают на достоверность всего фильма.
В романе Нила Геймана "Американские боги" культурные фетиши прошлого живут среди нас до тех пор, пока о них помнят и совершают в их честь поступки. Этот фильм - в чистом виде жертвоприношение нашим забытым богам. А поскольку снят он с большой любовью к материалу, то эффект от такого действа самый радостный, хотя и долей грусти, причина которой и так ясна.
UPD: Вот еще подумал - а ведь это попытка визуализировать "черный вигвам" советской мифологии. Белый вигвам - утенок, кузнец, "космолетчики". Черный - противогаз, Офелия, инсулиновая блокада. Отличная композиция у фильма помимо всего прочего.
[color=#FFE9C2;]Вера Светлая бежит в противогазе, в этом угадывается ее судьба. Здесь точка соприкосновения вигвамов[/color]
Изменено: Electrika, 30 Июнь 2021 - 02:10