Предложение
The Proposition
2005
IMDb
Режиссер: Джон Хилкоат
Сценарий: Ник Кейв
Композитор:Ник Кейв, Уоррен Эллис
В ролях: Данни Хьюстон, Джон Хёрт, Гай Пирс, Рей Уинстон, Эмили Уотсон, Дэвид Уенман
История о предательстве и возмездии, разыгравшаяся в конце 19 века в австралийской пустыне. Перед Чарли Бернсом стоит нелегкий выбор: чтобы спасти от виселицы своего младшего брата Мики, он должен пристрелить старшего - Артура. Однако, герой разрубает этот гордиев узел самым кровавым путем...
Мнение о фильме
“Предложение” - это не вестерн, это авторское кино, независимое. Еще бы, сценарий писал не кто-нибудь, а сам Ник Кейв. Трудно найти человека, который не знал бы этого имени, ведь Кейв - легенда музыкального мира, он и его группа "The Bad Seeds" покорили немало сердец. Также, Кейв известен своей страстью к сочинительству, из-под его пера вышли несколько книг, наиболее известная из которых "И узре ослица Ангела Божия". А теперь он написал сценарий к этому фильму.
Картина открывается со своеобразной фотогалереи. На протяжении нескольких минут в виде слайдов нам показывают различные снимки старой Австралии - то это разрушенные дома, то пустыня, то мертвые люди - во времена колонизации англичанами. Почему затрагивается это тема не столь важно. Намного важнее сами эти кадры. Они сильны и цепляют за живое, являясь идеально подходящим почином для всей картины в целом, вызывающей такие же чувства. Как известно, Ник Кейв родился именно в Австралии, если точнее, то в пригороде Мельбурна, прожив там в течение достаточно долгого времени. Мать Кейва работала библиотекарем, отец преподавал английский язык и математику. По словам Кейва, он любил это место, как и всю Австралию. Действие фильма происходит именно в ней.
Итак, Чарльз Бернс и Микки Бернс после перестрелки оказываются единственными оставшимися в живых и попадают в лапы капитана Стэнли, начальника отрядов полиции. Капитан Стэнли ставит ультиматум Чарльзу: до наступления рождества убить своего брата Артура, известного убийцу, в противном случае же, Микки будет повешен. В ходе это рискованного предложения, можно не раз поразится силе картины. Несколько минут прошло, а ты уже затянут ей полностью. Все дело в музыке, которую писал сам Кейв, и пейзажах разбитой Австралии. Два аспекта картины слиты воедино идеально настолько, насколько это возможно, создается особая атмосфера обреченности и разрухи. Эта атмосфера никуда не денется, она сохранится до финальных титров, но всю ее силу не получится уместить не только в нескольких словах, но и в тысячах предложений. Дом, в котором делается предложение, вообще заслуживает отдельного упоминания – выглядит он действительно как после перестрелки, а не как-нибудь еще: через дыры в стене, проделанные полицейскими пулями, струится тусклый свет, кровь, равномерно стекает о телам и полу и еще множество отличных нюансов можно будет наблюдать в процессе заключения сделки. Кроме всего прочего, на протяжении вводного слова фильма можно удивиться профессиональности оператора. Там где у некоторых камера дрожала бы в припадке эпилепсии, у этого парня камера в руках как дрессированное животное, настолько ловкое, насколько же и послушное.
Далее картина поделится на две истории, которые в финале сойдутся в одной точке. Поделится, это не значит, что нас ждут провисания сюжета и различные дыры в нем. Этого не будет ни в коем случае, две истории существуют, зависимо друг от друга, можете мне поверить, доказывать это бессмысленно.
Первая история – это Чарльз Бернс и его брат, вторая – история капитана Стэнли. Первая история, чем-то может напомнить даже “Мертвеца” Джармуша, но это только по началу. Здесь нет юмора, а лишь суровая и мрачная действительность. Гай Пирс, сыгравший Чарльза Бернса, в который раз доказывает, что он отличный актер. Пирс, по большому счету, никогда не снимался в стопроцентных коммерческих картинах, а, напротив, отдавал предпочтение другому кино. Здесь его желание сыграть правдоподобно и на высшем уровне очевидно. И он справляется с этим на все сто процентов, его персонаж – это чрезвычайно харизматичный и запоминающийся герой во многом благодаря игре Гая. Первоначально может показаться, что Чарльзу Бернсу на все начхать, в том числе и на своего брата Микки, песочные часы жизни которого скоро осыплются полностью, но это не совсем так. На самом деле, Чарльз Бернс очень трудная личность. Видно, что за его спиной кровавое прошлое, хотя нам о нем ничего и не говорят, но, сейчас с Чарльзом что-то происходит, он изменился и просто-напросто не знает, что ему решить. В своей игре Гай Пирс точно передает все переживания своего героя, но нащупать и разглядеть их достаточно сложно. В процессе странствия Чарльза Бернса, в который раз художники картины демонстрируют запоминающиеся панорамы старой Австралии. Кажется, что сам пейзаж отражает настроение это противоречивого героя, настолько он соответствует его внутреннему состоянию. Нашим глазам открываются пустыни, каньоны, мертвые деревья, с висящими на них кусками веревок, трупы животных и трупы людей, которые медленно загнивают под палящим солнцем знойной страны. Все это единая панорама, крепкая конструкция образов и фигур. Если в это время скрупулезно рассматривать все детали картины, то все равно не получится найти огрехов. Каждый человек встреченный на пути Чарльзом Бернсом есть цельный характер, а не обрубок неясного образа. Кроме того, как известно, в такие времена люди не отличались чистоплотностью. То есть они плохо себе представляли значение мыла и прочих предметов, ставших теперь неизменными для человека. В различных вестернах с Клинтом Иствудом, персонажи просто дышат чистотой, их образ максимально идилизирован. В случае “Предложения” ничем подобным и не пахнет. Персонажи в фильме, начиная с Чарльза Бернса, покрыты грязью, на них висят лохмотья, подошвы их ботинок сбиты от бесконечных скитаний, а у некоторых и ботинок то нет. Зубы желты, руки покрыты волдырями и черны от палящего солнечного диска, на лицах нет и единого белого пятна. Тоже касается и домов и чего бы то ни было еще. В домах все перекошено, как и сами строения, а такие предметы, как кружки не аккуратны – поделки из трухлявого дерева, скрепленного железом.
Что касается брата Чарльза Бернса – Артура, которого предложил убить капитан Стэнли, то этот персонаж также предельно интересен. Он живет в неком подобии пещеры и мало когда выходит оттуда, но неизменно просиживает на вершине горы времена восходов и закатов, смотря своим пристальным взглядом на лучи уходящего и приближающегося солнца. Артур Бернс, в некотором роде, окутан мистическом ореолом: в начале странствований Чарльза, его портрет все время врезается в кадры, а местные аборигены называют Артура собакой, мистическим существом, подобием оборотня. Впрочем, налет таинственности исчезнет в довольно скором времени, но от этого Артур нисколько не потеряет в интересе к своему персонажу. Его кровавое прошлое уже не за плечами, как у его брата Чарльза, оно – его настоящее и будущее. По началу этого человека язык не поворачивается назвать монстром, но потом мы поймем, почему же капитан Стэнли так хотел покончить с ним раз и навсегда. И, действительно, Артур Бернс оказывается настолько мерзким и гнусным, что к нему просто не может проснуться и намека на понимание и сочувствие. Два брата проведут вместе много времени, лежа на острых камнях и слушая песню ветра.
Кроме всего прочего, первая история полна лирической поэзии, органично совмещенной с общей мрачностью и обреченностью. То и дело звучат закадровые монологи неких стихов, которые представляются возвышенными и высокими, в своем роде. Эти стихи – это некая общая атмосфера жизни, жизни разбитой и старой Австралии.
А сейчас история номер два, история капитана Стэнли. Здесь сразу нужно сказать, что капитан Стэнли – личность не менее харизматичная, чем братья Бернсы. Перед нами не тот образ, о котором вы подумали. Это не садистский капитан, не противный и черствый служитель закона, не пример беспредельности английской власти. Он, пожалуй, единственный справедливый и честный человек в фильме. Итак, капитан Стэнли начальник отрядов полиции в небольшом городишке, который напоминает классические пейзажи вестернских городов. У него есть дом за городом и жена.
Если скрупулезно рассматривать сам город, то можно обнаружить достаточно много примечательных деталей. Сам город, как уже было сказано, напоминает городки из классических вестернов. То есть он мал, в нем одна улица, а плотность застроек ограничивается лишь несколькими зданиями. Обычно, в таких городках мы, зрители, видим бордели и участок шерифа, в городке “Предложения” мы изнутри не увидим ничего, кроме тюрьмы. Остальное носит некий туманный и расплывчатый характер, на котором мы не сможем даже заострить внимание. Но, все же, в первоначальном процессе знакомства с городом создатели покажут всего лишь две сцены, которое предоставят нам полное представление не только о самом городишке, но также и о царящей в ней атмосфере. А атмосфера эта, как и в случае с историей Чарльза и Артура Бернса, атмосфера обреченности. Все обитатели города, по большому счету, поделены на полицейских и простой люд. Полицейские, исключая капитана Стэнли, весьма противны и неприятны, их личность можно разглядеть, личности настолько же грязные, как и одежды, носимые ими. Обычных людей мы не будем часто видеть, но и это станет достаточным, чтобы получить полное представление о них. В их восприятии решающими станут мухи. Да, именно мухи, мелкие насекомые. Вообще, они отдельные персонажи в этой истории. Мухи кружатся над загнивающими трупами, мухи ползут по практически всем людям в картине, то есть они неизменные спутники людей. В городе на каждой спине у каждого человека мелкие мошки сидят сотнями, тогда как лицам этих самих жителей не уделяется много внимания, мы строим их образ по мухам.
Как уже сказано, в этом городишке нашим глазам предстанет только тюрьма, в которой и будут содержать Микки Бернса до наступления Рождества. Актер, сыгравший Микки, приятно удивляет своей игрой. Перед нами обычный паренек, ни коим образом не причастный к зверствам его братьев, тюрьма и жесткое обращение подручных капитана Стэнли буквально убивают его, а убивают в нем они сначала гордость, потом смелость, а затем человека как такового вообще. В своей игре, молодой актер, чрезвычайно старается, где-то может он и переигрывает, но впечатления он оставляет достойные. Что же касается самой тюрьмы, то место это тоже весьма и весьма интересное. Лично я никак не смог составить четкого плана этого учреждения, все, что мы увидим в ней, так это одну лишь камеру с Микки и некое подобие конюшни. Отчего, наше внимание сосредотачивается именно на Микки Бернсе.
Теперь, что касается непосредственно капитан Стэнли. Повторюсь – личность интереснейшая. В Австралии он по направлению из Англии, и, видимо, на просторах необжитой страны – новичок. Его подручные считают его слабаком, видно, что они уже здесь довольно давно. Почему они так считают? Все просто – капитан Стэнли более человечный, чем они, в нем еще остались частички милосердия и отзывчивости. Капитан все время разрывается между долгом и простым человеческим состраданием, но не один выбор не будет выигрышным для него, так как он сделал предложение Чарльзу Бернсу, и сделал он его зря. У капитана Стэнли есть прелестная жена, ее роль играет Эмили Уотсон. В его жене мы рассмотрим не мало из прошлого самого капитана Стэнли. Видно, что в прошлом он был аристократ, но палящее солнце знойной Австралии и жестокость самой жизни в ней сделало свое дело – он медленно превращается в животное, в фанатичного полицейского, помешанного на законе. Тогда как его жена еще сохраняет аристократическую бледность кожи и блещет изысканными манерами. Она большинство времени проводит в их загородном доме, читая первые журналы мод и маясь от безделья, когда как ее муж пропадает в погонях за бандитскими группировками и восставшими аборигенами целые дни напролет. Не подумайте, что ей безразличен муж, – она любит его очень сильно. Поэтому капитан Стэнли находит успокоение именно в ее объятиях и ласках. Наблюдать за мастерской игрой Джона Херта здесь сущее наслаждение. Пускай она не настолько виртуозна, но она естественно выше уровня средней, а то и находится на одной полке с сильнейшими. Два этих человека – капитан Стэнли и его жена – смотрятся на фоне разбитой Австралии как чужие, им здесь не место. Они слишком человечны, чтобы жить здесь. И, когда жена капитана приезжает в город, за добродушными и почтительными улыбками горожан скрываются ненависть и презрение.
Конечно, в фильме в некоторой степени поднята проблема колонизации. Аборигенов в картине называют не иначе, как просто черные, а презрение к ним со стороны англичан не должно никого удивлять. Среди племен есть, конечно же, перебежчики, которые работают на полицию, – по сути, являются переводчикам. Служат они также как и следопыты, и даже сдают в лапы правосудия свои племена.
Но на самом деле, все эти трения не столь важны, просто я должен был про них упомянуть. Вернемся к главной истории “Предложения”. Два истории, наконец, пересекутся, и нас ждет развязка. За городом стоит дом капитана Стэнли. Прекраснейший одноэтажный дом, окруженный неким подобием забора, на деле оказывающимся простыми трухлявыми досками, цветы, бережно посаженные женой капитана, не могут оттенить общую унылость пейзажа мертвых деревьев и пустынных горизонтов. Именно здесь разыграется кровавый финал историю. Это сильнейшие моменты фильмы, пускай длящиеся не столь долго. Шок – все, что можно сказать дельного по поводу развязки в картине.
И пусть вас не пугает, что фильм “Предложение” снимал клипмейкер. Я назову его Режиссер, и намерено напишу с большой буквы название этой почетной профессии. Создана история мести, предательства, история взаимоотношения людей и их поведения в жестоком мире, история самой жестокости, история разрушенной Австралии, история всего, всего, что является неизменной части человеческой природы и души. Эту талантливейшую картину я записываю в анналы шедевров последнего времени. И Чарльз Бернс, скачущий на закат под музыку Ника Кейва, надолго останется в моей памяти.