Официальным прародителем жанра считается фильм Виктора Галперина «Белый Зомби» (White Zombie) 1932 года выпуска с Белой Лугоши. Эта картина не только впервые пугала зрителя оживающими трупами, именно после неё эти самые трупы в кино теперь называются словом «зомби» (само слово пришло к нам с Ямайки вместе с Вуду и прочей чертовщиной). Так же, в честь этого фильма Роб Зомби назвал свою группу. Как видите, наследие «Белого зомби» обширно и простирается далеко за рамки кинематографа, но лично я склонен считать отправной точкой в жанре картину «Ночь живых мертвецов» (Night of the Living Dead, 1968 г.) Джорджа А. Ромеро.
Подход к теме был достаточно новым: никакого Вуду, никакого конкретного объяснения факта оживания мертвецов (ну разве что, кроме перенаселения в аду), они просто есть и они хотят есть. Людей. Каннибализм – это, кстати, тоже новаторство Ромеро. Вообще мертвецы в этой картине играли роль своеобразного стихийного бедствия, зловещего фона, а само действие было сосредоточено на взаимоотношениях обороняющихся от этой напасти людей. Неумолимая, равнодушная, неторопливая сила и почти полное отсутствие разума – вот это и есть ромеровские мертвецы. Как человек поведёт себя перед лицом такой опасности и на что готов пойти, что бы выжить – вот что, видимо, волновало режиссёра в первую очередь, и именно поэтому эту картину можно с интересом посмотреть и сейчас, несмотря на её, достаточно низкий, технический уровень. В снятом через десять лет продолжении, «Рассвет мертвецов» (Dawn of the Dead, 1978 г.), вовсю отыгрались на «обществе потребления», в «Дне мертвецов» (Day of the Dead, 1985 г.) на милитаризме, а в «Земле мертвецов» (2005 г.) столько аллюзий на современную политическую обстановку в США, что впору считать фильм политической сатирой. С одной стороны это обилие подтекстов порой подчистую убивает главную жанровую составляющую – саспенс, но, тем не менее, это делает фильмы Ромеро гораздо интереснее и умнее других представителей этого жанра. Кстати, наиболее успешно в этой серии, на мой взгляд, хоррор отработан в «Дне мертвецов», в котором нас пугают не только самим фактом существования ходячих мертвяков, но и с выдумкой это преподносят.
У Ромеро оказалось множество последователей, предложенная им концепция оказалась чрезвычайно привлекательной. Даже Стивен Кинг подвергся её влиянию и написал рассказ «Рожать придётся дома» в ромеровском сеттинге, чего уж говорить о кинематографистах разной степени известности. А чего стоят Thriller (1983 г.) Джона Лендиса с Майклом Джексоном и лихо отплясывающими зомби или эпизод «Коньюктивит» (Pinkeye, 1997 г.) из мультсериала South Park!
Но не Ромеро единим, как говорится. В 1981 году свой взгляд на тему представил Сэм Рейми в фильме «Зловещие мертвецы» (The Evil Dead). Тоже знаковая картина, доказавшая, что можно нагнать на зрителя страху без каких-либо особенных спецэффектов, а только лишь за счёт монтажа. Кстати, немногие знают, но помощником монтажёра в этом фильме был тот самый Джоэл Коэн, который «братья Коэны» и всё отсюда вытекающее (именно поэтому в каждом фильме братьев Коэнов находиться камео для Брюса Кемпбелла). Здесь оживление трупов происходило после чтения заклинаний из Книги Мёртвых, а сами трупы, в отличие от ромеровских, разговаривали, вели себя достаточно разумно и даже летали по воздуху. По сути, они представляли собой злых духов, вселившихся в человеческое тело. Последовавшие за этим фильмом два продолжения вдруг неожиданно вырулили в комедию. И если «Зловещие мертвецы II» (Evil Dead II, 1987 г.) сбалансировано сочетали натуралистичное насилие и тонкую иронию (моя любимая шутка: свою отрезанную и, живущую собственной жизнью, руку Эш накрывает ведром, а для тяжести на ведро кладёт стопку книг. Самой верхней книгой оказывается «Прощай, оружие» Хемингуэя. То есть – «A Farewell to Arms») и полностью оправдывали свой слоган «Kiss your nerves goodbye», то «Армия Тьмы» (Army of Darkness, 1992 г.) превратилась в откровенный стёб, да ещё и с уклоном в фентези.
Этот приём взяли на вооружение и другие кинематографисты – к примеру, в 1992 году вышел фильм Питера Джексона «Живая мертвечина» (Dead Alive aka Braindead), который тоже сочетал хоррор и комедию. Однако подобное кино появлялось крайне редко, и жанру приходилось выживать за счёт всяческого треша. Сюжеты таких картин сводились к следующему: грузовик с отходами военно-химического производства попадает в аварию неподалёку от кладбища, и ожившие, из-за влияния этих самых отходов, трупы направляются в ближайший городок немного перекусить. Дальше следует стандартный набор: расчленёнка, обнажёнка и непроходимая тупость происходящего на экране. Самым заметным представителем такого рода фильмов является, пожалуй, сериал «Возвращение живых мертвецов». Первую его часть (The Return of the Living Dead, 1985) поставил Дэн О’Беннон, сценарист «Тёмной звезды», «Чужого», «Вспомнить всё» и «Крикунов», а третью (The Return of the Dead III, 1993 г.) – Брайан Юзна, человек и пароход. Эти картины представляют собой чистую эксплуатацию жанра, а мертвецов в них, представьте себе, мариновали в бочках.
Таким образом, к середине девяностых фильмы о зомби практически вымерли, и не видать бы нам наших кадавров, если бы не хитроумные японцы, которые переселили их с киноэкранов в виртуальную реальность. Да-да, я говорю про «Resident Evil» сотоварищи. Так что неудивительно, что именно экранизация этой видео игры реанимировала весь жанр. Изначально планировалось, что постановкой займётся сам Джордж А. Ромеро, но дело не выгорело, и фильм снял Пол У. С. Андерсон, который вообще утверждает, что делал не экранизацию игры, а вольную интерпретацию сказки Льюиса Керрола «Алиса в стране чудес» (отсюда и имя главной героини). Так или иначе, но «Обитель зла» (Resident Evil, 2002 г.) имела успех и фильмы на схожую тематику повалили один за другим. Самые заметные из них: «28 дней спустя» (28 Days Later, 2002 г.) Денни Бойла, в котором, в принципе нет живых мертвецов, а есть заражённые вирусом бешенства; римейк «Рассвета мертвецов» (Dawn of the Dead, 2004 г.) Зака «300» Снайдера с бегающими вприпрыжку трупаками и такой злобной энергетикой, что после просмотра хочется кого-нибудь загрызть; «Зомби по имени Шон» (Shaun of the Dead, 2004 г.) не пародия, но полноценная комедия в сеттинге имени Джорджа Ромеро; «Обитель зла: Апокалипсис» (Resident Evil: Apocalypse, 2004 г.), которую поставил оператор Александр Уитт со всеми вытекающими – сильным визуальным рядом и слабым всем остальным.
Трудно сказать, что именно привлекает зрителей и кинематографистов в историях с живыми мертвецами. Может нас пугает сама возможность возвращения с того света, а может мы подсознательно боимся того, что близкие люди могут в любой момент превратится в гниющий труп (то есть предать нас, подстроить какую-нибудь подлянку). В любом случае, в ближайшем будущем скучать нам не придётся: грядёт третья «Обитель зла», «Планета страха» Родригеса, зомби-комедия «Фидо», «Дневник мертвецов» Джорджа А. Ромеро снятый в стиле «Ведьмы из Блэр», а так же римейки «Ночи живых мертвецов» в 3D и «Дня мертвецов» в 2D. Поклонники «Зловещих мертвецов» тоже не будут обижены – помимо заявленного римейка нас ещё ждёт фильм режиссёра Брюса Кемпбелла «Меня зовут Брюс» (My name is Bruce) с Брюсом Кемпбеллом в роли Брюса Кемпбелла, которого принимают за его персонажа Эша и заставляют бороться с настоящим потусторонним злом в захолустном городишке в Орегоне.
Итак, предлагаю высказаться по поводу жанра и упомянутых мною фильмов, вместе повспоминать те картины, что я не назвал и вообще весело провести время.
Изменено: Tyler Darden, 04 Март 2007 - 20:56