[color= #9d6e2c;]Спойлер. Нажмите для прочтения[/color]
Стыдно теперь признаться, но я тоже ждал весь фильм классического голливудского прохода в дамки: пятиминутной нарезки упорных тренировок героя-неумехи под бойкую музыку, а затем кульминацию — бахвальный хэпи-энд с наглядным показом, как блестяще герой освоил ремесло, осуществив силой воли (и с помощью мудрых наставников) американскую мечту по классическому сюжету «он добился».
К полному восторгу и к чести создателей фильма, этого штампа не было! Были труды и тревоги, разногласия и погони, моменты горечи и минуты триумфа, была устроена личная жизнь и посрамлены злодеи, была даже нарезка тренировок под музыку! И вообще полная иллюзия, будто все как обычно. Но штамп не состоялся! Напротив.
Справедливо полагая, что массовый зритель туп, авторы фильма пошли на крайнюю меру — проговорили суть открытым текстом.
Начался фильм с того, что во вступительных кадрах сходу был заявлен слоган «Anyone can cook!» — название книги покойного бога кулинарии Гюсто. И возражение злодея-критика Эго: «Забавный слоган «готовить могут все». Я же отношусь к еде всерьез и не считаю, будто готовить способен каждый!» К тому времени, как на экране появилось название фильма, уже было ясно, что расстановка сил заявлена, ставки сделаны и началась игра. Разумеется, зритель честно ждет сказки «он добился» про то, как бездарность научилась искусству, подтвердив тезис Гюсто и посрамив сомнения злодея-критика. Но именно этого и не произошло!
Крысенок всегда был способен готовить, он ничему не учился, поскольку и так все знает. Глупо доказывать, что он и есть тот самый «каждый, который может готовить» — с первых кадров ни у кого не оставалось сомнений, что он это может. Мог всегда, с рождения, легко и непринужденно, без труда и подготовки, но с неизменным успехом. Мог готовить на помойке, на крыше, на деревенской кухне, в мансарде и в лучшем ресторане Парижа. Мог с такими талантами стать главным кулинаром планеты, мог сочинять новые рецепты с производительностью зюскиндовского Парфюмера, обучать поваров. Мог все — но ему не дали. Ему не давали работать всю жизнь — отец, братья, деревенская бабка, повара, инспекторы. Он работал тайно, скрываясь, а вся слава доставалась тем, кто ее не заслужил. Он доказал, что его блюда могут восхищать самую глянцевую прессу, а сам он способен возглавлять самый лучший ресторан — но его вышибли вон. Нельзя, не вышел происхождением. В итоге сослан в маленькое уличное «бистро», где тайно трудится до следующего санитарного инспектора. Готовить могут все, говорите?
А симпатичный лопух Лингвини, оказавшийся на миг в зените славы, а затем неизбежно потерявший все и скатившийся с вершин ресторанного бизнеса к маленькому «бистро» — он тоже ничему не научился, поскольку готовить не способен. Даже когда у него было все: и желание, и учитель, и собственный лучший в Париже ресторан.
...Волшебства не произошло, благоглупость о всеобщем равенстве и открытых возможностях оказалась пустым звуком, победил здоровый реализм и разумная дискриминация, все герои с этим смирились, оставили свои амбиции и кое-как нашли себе место в этом мире, переключившись на упорно насаждаемые «Диснеем» семейные ценности: молодые люди поженились и открыли забегаловку, крысенок пристроился им тайно помогать, чем тоже кормит свою многочисленную семью. Доказать никому ничего не удалось — фамильный ресторан потерян, интернациональная команда уникальнейших поваров разбежалась, и теперь молодой неумеха кормит завтраками убийцу своего отца, который так и не изменил свою убийственную (в буквальном смысле) точку зрения, зато подобрел, проникся симпатией и втайне оценил талант крысы, не имея права об этом поведать миру. Так что единственная победа героев фильма — признание единственного критика на фоне неудач в области карьеры и финансов. Но разве это «американская мечта»?..
То есть мораль крайне необычна для современной сказки. Она абсолютно не укладывается в рамки «добился» и «повезло». Напротив: потрясает пропагандой дискриминации и плевком на общепринятые истины (в том числе христианские). Фактически, авторы фильма говорят открытым текстом: ошибка думать, будто любому козлищу дано стать агнцем, просто истинный агнец может обнаружиться даже среди козлищ (хотя перспектив с таким происхождением у него уже не будет).