В ролях: Стив Куган, Роб Брайдон, Стивен Фрай, Джиллиан Андерсон, Джереми Нортам, Дилан Моран, Йен Харт, Кили Хоуз, Ширли Хендерсон.
Великобритания, 2005, 91 мин.
Едва появилось окошко, сообщающее о завершении передачи файла в виде фильма «Тристрам Шенди: История петушка и бычка», в рамках привычной процедуры, я стал проверять качество залитого. Как будто ничего сверхъествественного не произошло - самая обыкновенная ситуация)) Но то, что последавало после стандартного ритуала – событие из ряда вон выходящее, требующее отдельной рецензии. Майкл Уинтерботтом, видимо, разгадав педантичные намерения Stenley, как приговоренного к смертной казни, приковал его к стулу.
Словно на экране не гримасничанье и лицедейство британца в накрахмаленном парике, а рота голых мастурбирующих дев:-)
Таким образом, типичного постепенного «включения» в фильм не произошло. И хотя после того, как непосредственно экранизация романа Лоренса Стерна на 28-й минуте закончилась и начался т.н. «фильм в фильме» или «кино о кино», градус слегка понижается, режиссер продолжает держать тебя в ежовых рукавицах и фильм досматривается, что называется, на одном дыхании.
Режиссёр. Майкла Уинтерботтома, судя по всему, одолела падучая. Его внезапные судорожные перемены "настроения" не поддаются никаким схемам: исторический "Дорога на Гуантаномо", порнушка "9 песен", антиутопия "Код 46". Из всего этого напрашивается умозаключение: МУ - очередной, после Сэма Мендеса и Альфоносо Куарона, "новый" Стэнли Кубрик:-)
Актерская игра. Здесь все на мази. Она выше всяких похвал. Проштудировав карьеру актёрского ансамбля с помощью IMDB, можно сделать вывод, что банда одна – телевизионщики, смешить одним коллективом которым, не впервые.
Ad vocem главного героя. Стиву Кугану всё равно кого играть. Он с блеском справится что с ролью рефлексирующего Гамлета, что с безмолвным помидором на грядке садовода-огородника. Куган - актёр до самого последнего завалявшегося ноготочка на пальцах ноги.
Литературная основа. Держу пари, что одолевших книгу целиком, до последней закорючки, найдется столько же, сколько дочитавших "Улисс" Джойса.
В принципе, читать роман не так уж обязательно, но ознакомиться (хотя бы в общих чертах) всё же рекомендуется.
И только ленивый не бросится тривиальной фразой: это первый постмодернистский роман в литературе, когда ещё не было в помине и модерна.
В рассматриваемой картине, экранизирующей сию книгу, черты постмодерна видны и без снайперского прицела: программный эклектизм, двойной иронический интерпретационный код, позволяющий свободно манипулировать элементами киноязыка в диапазоне от классики до кича, декоративность, локальность эстетических поисков, тесно связанных с местным, национальным контекстом, цитатный принцип, коллаж киноряда и литературного текста, особая роль титров, заставок, авторского комментария, звуковых эффектов и контрастного музыкального сопровождения.
Фильм, как и книга, хаотичен, и не подходит не под одну из форм. Режиссёр честно, по постмодернистски, перекладывает "постмодернистский" роман.
В отличие от упражнений Пегга и Райта, балансирующих на грани абсурда, но не сохранивших равновесие и пропадающих в пучине нелепости и глупости, Уинтерботтом a priori ни на что не претендует. Если креативный дуэт, пародируя какие-то штампы и обыгрывая претенциозную пошлость, в неё же опускаются, то картина «Тристрам Шенди» есть заведомо абсурд в своей квинтэссенции, абсурд, как он есть, абсурд в квадрате.
И не зря герой Стива Кугана дважды цитирует Граучо Маркса – известного мастера упомянутого жанра (причём, еще до Эжена Ионеско и Сэма Беккета). Как и в «Утином супе», «Тристрам Шенди» это одна большая, непрекращающаяся насмешка, где психологию сможет обнаружить только какой-нить помешанный и шизанутый зуперклуг. Это не какая-нибудь дурацкая комедия, в оправе скучного социального протеста, под которую подгоняют еще одну малахольную теорию. Нет, ТШ - это просто смешно. Смех панический и заразительный.
"Тристрам Шенди" - от начала и до конца, абсурднейшее и наисмешнейшее, до колик в животе, кино. Хорошо всё: от шуток про Фасбиндера и истории с именем "Тристрам Гистус" до изображения Куганом своих детских эмоций и подкола «Мэл Гибсон будет спать спокойно».
«Тристрам Шенди» - пародия, которая погоняет другую пародию, а через мгновение за ней мчится новая пародия (э-ге-гей, пааасторонись!), и всему этому не видно ни конца ни края...
После проведённых 90 минут блаженства, ты понимаешь, что это кино не для всех. И приятно, чёрт подери, ощутить себя способным это внять; почувствовать себя не таким, как все; избранным.
- Хоссподиии! – кричите Вы, - что это за историю он рассказывает?
Про БЕЛОГО БЫЧКА, скажу я, и одну из лучших в этом роде, какие мне доводилось видеть.
Изменено: Stenley, 20 Июль 2007 - 23:03