Гоморра
Gomorra
2008, Италия
IMDb, о фильме на Wikipedia, о книге на Википедии
Режиссер: Маттео Гарроне
В ролях: Сальваторе Абруццезе, Симоне Саккеттино, Сальваторе Руокко, Винченцо Фабричино, Винченцо Альтамура
Одно из главных кинособытий 2008-го года – долгожданная экранизация практически документального романа Роберто Савьяно, который понаписал такого и так близко к реальности, что его смерти уже который год желают реальные члены итальянской Каморры. Для пущей громкости и ввиду аналогий итальянскую Каморру для обложки переделали в Гоморру – настолько в Италии все плохо, глухо и грязно. После признания критиков (это теперь и новая классика криминального кино, и свежий взгляд, и прсото шедевр) даже любитель фестивальных лент в данном случае получает, прямо говоря, немного не то кино, о котором бы хотелось шуметь, кричать и писать килобайты громких слов на безграничных просторах. Оценка на имдб несколько поднялась по сравнению с началом голосования, но ожидалась привычная на крутого фестивального фильма 8-ка (а тут ведь еще и Гран-при Канн). Возможно отстраненный, почти документальный взгляд режиссера Маттео Гарроне и достаточно свеж для жанра, но уж материал со своей шокирующей действительностью несколько припозднился и протух.В центре сюжета персонажи разного возраста и разных принципов. Один шьет на подпольной фабрике одежду от кутюр, другой является разносчиком денег для нужных людей, третий организует незаконный сброс опасных отходов, ребенок стремится в мафию, а два рослых худощавых гопа обсмотрелись «Лица со шрамом» и теперь хотят быть как Тони (получить весь мир, заработать деньги, оттрахать крутых девок и умереть молодыми). Истории, что интересно, не пересекаются в духе Иньярриту - в Италии так много тварей, что действующие лица могли ходить по одним и тем же улицам, убивать и грабить, но никогда бы друг с другом не повстречаться.
Серость криминальных будней и заметное заигрывание с догмой (по большей части музыка доносится только из динамиков, а не по желанию режиссера, крупные планы, легкое дергание на манер любительской съемки), безусловно, интересны сами по себе, но вместе, да с таким обилием персонажей, дают немного не тот результат. За 137 минут экранного времени происходит практически все то, что показано в трейлере – кого-то убивают, кого-то нет, а жилая многоэтажка-муравейник похожа на какое-то религиозное строение для последующих жертвоприношений. Все остальное время герои просто ходят по своим делам, слушают итальянскую попсу, ругаются, наговаривают простенькие фразы – все в рамках реальности происходящего. Даже если на экране воплощены исключительно фантазии режиссера, сценаристов и самого автора книги, то на вид вполне близкие к реальности (ну, абстрактной реальности вроде "такое могло быть в Италии"), которую вряд ли кто-то кроме самих итальянцев видел.
Факт серьезного контроля бандитскими формированиями чуть ли не всех сфер жизни, в общем-то, показывали и не раз (итальянский же Il divo добрался до политики и ничего, удержал планку). Наличие темы вывоза отходов и вовсе наводит на ехидные воспоминания о сериале «Сопрано», в котором, при всех этих сотнях киноотсылок, комедийной манере, и некоторой схематичности подачи материала, будни среднестатистического члена мафии показаны куда подробнее (всему виной сериальный формат, конечно, но волнует ли это), живее, но не менее жестко. Ну и крайне забавно, что в итальянском фильме про итальянскую мафию чуть ли не самым крутым элементом является специально записанная композиция от британской команды Massive Attack (трек зовется Herculaneum, играет в титрах и в трейлере). Кто как, а я чувствую в этом некоторое наебалово. Если существующие фильмы про бандитов казались излишне романтизированными - вперед, вполне возможна серая Гоморра придется по вкусу. Мне же на такую беспристрастность к героям было интересно смотреть разве что в Содерберговском "Че", когда реальная личность была настолько велика для большого экрана, что сам Стивен немного отступал с камерой на среднюю дистанцию.
Изменено: Electrika, 27 Ноябрь 2020 - 17:34