Правда, на этот раз обещали, что действие закрутится пожёстче. Битвы там всякие, страсти-мордасти. Мол, и мужику теперь не стыдно посмотреть, заходите. На деле, конечно, вышло не совсем так. Вся эта большая и чистая некрофильско-зоофильская любовь-морковь никуда не делась. Зато приобрела несколько пикантный оттенок, местами – просто натуральная
«Горбатая гора 2». А Белла, к примеру, теперь не только в вампиры просится, но и норовит залезть в штаны к скромнику Эдуарду, всячески домогаясь вампирского тела, при этом отвергая его настойчивые предложения холодной руки и мёртвого сердца. Как интересно получается: когда так себя ведёт парень, то он – козёл и сволота. Когда девушка – она главная героиня романов и модель для подражания для читательниц всего мира.
Но что это я сразу про штаны? Давайте по порядку.
Как мы помним, в
«Новолунии» Белла всеми правдами и неправдами добилась-таки того, что её обратят в вампиры. Теперь она пытается приурочить это судьбоносное событие к выпускному вечеру в школе, как герои молодёжных комедий – потерю девственности. Белла, конечно, может и рада приурочить ещё и эту самую потерю, но Эдуард тут ни в какую. Чахнущий по Белле пушистый оборотень Джейкоб, понятное дело, не в восторге от таких планов возлюбленной, но поделать уже ничего нельзя, хоть волком вой. А единственное, чему учат легенды его племени: в случае опасности удиви противника – сделай себе харакири. Засада, в общем.
Но, к счастью для Джейка, с планами Белле приходится повременить. Засевшая в лесах мстючая рыжая вампириха продолжает строить козни, постоянно побеждая всех в спринте на пересечённой местности. А в Сиэтле под её чутким руководством формируется шайка вампиров. «Кто-то создаёт армию…» - тревожно размышляет отец семейства Калленов. Да, двадцать подростков – по мнению Стефани Майер это уже армия. Кто её создаёт – Калленам не ведомо. Столетние вампиры сидят и чешут репу: «Что же это за негодяй решил извести бедную Беллу???». Сложить два и два не получается ни у кого.
Даже взявший на себя судебно-карательные полномочия вампирский клан Вольтуров не торопится остановить творящийся беспредел. То ли потому что Вольтуры преследуют какие-то собственные интересы, то ли потому что ходят только в замедленной съёмке и потому никуда не успевают. Караул, короче – коррупция и произвол докатились даже до вампирских органов внутренних дел. К счастью, решение есть и оно известно: Вольтуров надо разогнать, переименовать в полицию и набрать профессионалов – тогда совсем другое дело будет.
В общем, клан Калленов, скрипя зубами, объединяется с оборотнями, чтобы уберечь Беллу от неприятностей. Руководство обороной берёт на себя юноша, похожий на тётеньку, которого Эдуард в прошлом фильме приложил об рояль. Представьте себе, этот юноша, похожий на тётеньку – он у Калленов главный боевик, кто бы мог подумать. Натренированные им вампиры и оборотни носятся по лесам, скачут по деревьям, заметают следы, вынюхивают друг друга, метят территорию – не готика, а
«В мире животных» прямо.
Потом происходит битва. Целых пять минут. И вампиры, оказывается, весьма живописно разбиваются на куски, словно статуи. Что, с одной стороны, вызывает вопросы относительно их природы (они что, вообще не из органики???), но с другой – объясняет, почему они сверкают на солнце (стекло, как известно преломляет свет). А вообще, красота, конечно. Куча народу рискует своими жизнями и жизнями близких, приносятся жертвы, люди гибнут, суета, интриги – и всё из-за чего? Правильно, вот из-за этого:
Да, расклад, мягко говоря, из ряда вон, потому не удивительно, что Белла уже третий фильм ходит с открытым от удивления ртом.
Я всё больше убеждаюсь, что успех сыграл с «Сумеречной сагой» дурную шутку. Первая серия была скромной молодёжной мистической мелодрамой без претензий. И если б при бюджете в 40 млн. она собрала бы только 100 млн., кто знает – может и продолжения были бы скромными молодёжными мистическими мелодрамами без претензий. Но она собрала 400 млн., продюсеры потеряли голову, амбиции зашкалили, и над продолжениями дамокловым мечом зависло гордое звание «Блокбастер». А съёмочная группа вынуждена теперь из кожи вон лезть, чтобы это звание оправдать.
Из-за такого давления, экранизации книг Майер уже трудно считать фильмами вообще (так же как и в случае с
«Гарри Поттером»). Тут нет места режиссуре, новому авторскому взгляду, каким-то существенным искажениям текста романов, изяществу изложения, воображению, в конце концов. Нет, увы, вся работа режиссёров и сценаристов сводиться только к тому, чтобы втиснуть в максимальной неприкосновенности в фильмы побольше сцен из книг-первоисточников. Ну и зачем тогда надо было запариваться со сменой режиссёров? Поставили бы Стефани Майер за камеру, она бы, уверен, наснимала не сильно хуже.
Это, кстати, решило бы проблему с мужчинами-режиссёрами. Какую проблему? Да ту же, что и с мужчинами-зрителями. Вы думаете эти
Крис Вайтц,
Девид Слейд – они какие-то тонкие знатоки женской души и женской психологии? Думаете, они видят в книгах Майер не девчачий дневник с единорогом на обложке? Да как бы не так. Они рассматривают все эти цветочки-бабочки, вырезки из «Cool Girl», и никакого понятия не имеют, что со всем этим ужасом делать. Причём Слейду ещё повезло – в
«Затмении» хотя бы нашлось место диетическим саспенсу и экшену. В «Новолунии» не было даже этого, режиссёр Вайтц озирался по сторонам в поисках хоть чего-то знакомого, не находил, и рыдал ночами в подушку от безысходности.
А Слейд, в этих отчаянных поисках чего-то логичного, интересного и понятного ему, мужчине, едва ли не с концами профукал всю романтику сериала. Он, конечно, пользуется тем, что пришёл на всё готовенькое – отношения между героями уже сформированы, конфликты расставлены, всё понятно. Но он даже не трудится хоть как-то развивать всё это. Глядя «Затмение» совершенно не понимаешь – откуда там такие сильные чувства между Беллой и Эдуардом, почему Джейкоб сохнет по Белле, почему она не отпускает его? Складывается впечатление, что расчётливая стерва Белла просто использует обоих ухажёров: Эдуарда для получения бессмертия и новенького
Volvo, Джейка – для защиты от мстючей рыжей вампирихи. Вот и вся любовь. Честно говоря, единственный персонаж в сериале, который вызывает у меня сочувствие – отец главной героини, которого та даже «папой» назвать пополам переломится.
По сути, «Сумеречную сагу» можно сравнить с герметичными триллерами, где всё действие не выходит за пределы очень ограниченного пространства. Попытка соорудить из неё эпический блокбастер - это попытка превратить
«Погребённого заживо» во
«Властелина колец» (ага,
Говард Шор, проходите, садитесь). Да простят меня поклонники артистки
Стюарт, но её героиня в «Сумерках» - это вот как раз гроб из «Погребённого», и всё самое интересное (для одиноких и не очень девушек всех возрастов) происходит внутри неё – переживания, чувства, конфликты. Но мужчины-продюсеры и мужчины-режиссёры упорно видят в истории только вампиров с оборотнями, и пытаются развернуть вокруг гроба-Беллы как минимум битву за Средиземье. А потом мужчины-зрители внимательно рассматривают этот гроб снаружи, озираются по сторонам и ждут – когда же начнётся экшн? Даже не подозревая о том, что экшен давно уже происходит внутри.