Серьезный человек
A Serious Man
2009
IMDb
Режиссеры: Джоэл и Итен Коэны
Сценарий их же
Если фильм неутомимо отрезвляет тебя пощёчинами, развеивая неправильные о себе ожидания, если он плюёт на то, что ты никак не можешь уловить сюжет и теряешься в незнакомой терминологии, а под конец сокрушает тебя ударом под дых; так вот, если по выполнении всех этих условий ты хрипло, на выдохе, говоришь ему «Спасибо…» с обещанием ещё раз, как поумнеешь, повторить процедуру, значит, фильм – шедевр. Добрые две трети, если не три четверти, фильма я бродил в туманном поиске комедии, отмечал, когда щёлкали заряжаемые ружья, чтобы потом, при их выстреле, в высшем удовольствии засмеяться, но треск этот исходил от моих собственных слепых шагов, а туман рассеялся вовсе не от удачно выбранного мною маршрута – нет, это произошло всего лишь из-за [color=#FFE9C2;]урагана[/color].Главным героем фильма «Серьёзный человек» является Ларри Гопник, профессор еврейского колледжа на Среднем Западе в 1967 году. Ларри начинает задаваться вопросом о ценности жизни, когда он обнаруживает, что его жена хочет развестись. У него также проблемы с его детьми, ворующими деньги из его кошелька и его братом-бездельником, который поселился у него, потому что у него нет ни денег, ни зрелости для того, чтобы жить своей собственной жизнью.
Ко всему этому добавляются получаемые им враждебные анонимные записки, которые угрожают его работе в школе, студент-выпускник, который хочет любыми способами получить необходимую ему оценку и привлекательная соседка, которая терзает Ларри, принимая обнажённой солнечные ванны. И немного удивляет, почему Ларри стремится решать свои экзистенциальные проблемы, обратившись к священникам, которые, как он надеется, помогут ему стать более строгим и любящим.
Знакомый, уже как родной, продавец, улыбнувшись двум еврейским братьям, спросил: «Вам как обычно?». «Разумеется», – кивнули те и получили свои традиционные ингредиенты: нелегальные лёгкие деньги, угрозы, нелепые ситуации да специальную прищепку для ведения длинноносого зрителя за эту его выдающуюся черту лица. Наверное, большим мастерством можно назвать успешное приготовление новых блюд из новых составляющих. Но куда большим искусством является сотворение совершенно нового из стандартного набора. На сей раз у Коэнов вышла серьёзная философская притча о бессмысленности поиска смысла жизни, сотканная из самых банальных, местами забавных, жизненных сцен. Конечно, без фирменной авторской улыбки не обошлось, но на сей раз она была грустная, очень грустная. Это не комедия, дорогие мои друзья кинокритики. И не про/для евреев она, эта некомедия. Просто, по понятным причинам, авторам было проще и, наверное, приятнее творить в этом направлении.
Вот так оно и бывает. В момент, когда внезапно понимаешь, что [color=#FFE9C2;]жизнь твоя рушится[/color], в ушах играет задорная «Somebody to love». Гении они всё-таки.