Наши внуки и представления иметь не будут о том, какую страну мы потеряли.
И. Бунин.
Безразличие.
Не холодны, не горячи. Все как-будто во сне, и события, даже самые важные оцениваются потом, спустя. А действительность как в тумане, в неге обеспеченности, положения, мнимой свободы, чести, достоинства. Главный герой едет к невесте, с которой помолвлен. Много ли это для него значит?! «Как она поет!» - умиленно восклицает он, однако очень скоро на ее место встает новая возлюбленная, которая тоже, очевидно, недурно поет. Так дело только в вокале или во влюбчивости поручика?! А когда он видит, что может догнать новую возлюбленную и прыгает с утеса в воду, и кажется, что он поплывет на другой берег, чтобы перебежать большой отлог и догнать пароход, на котором уплывает она; но он никуда не плывет, а просто купается. Смелый поступок-прыгнуть с этого высокого утеса, как потом и мальчик Егорий скажет, потому что никто не прыгал с него раньше. Но зачем? Изменил возлюбленной, пока не жене, ну так плыви к новой или покайся и возвращайся. Трезвись. Но, нет. Все как в тумане: «Как же это все произошло?» Так и Россию, великую Россию потеряли, просто, будненько так. В тумане и рассеянности. В безразличии.
Уже арестованные, русское офицеры белой гвардии не трезвятся, а думают все о каких-то «высших ценностях» - плюрализм, или как сейчас говорят толерантность. И тут тоже все от какого-то бесплодного безразличия. Не то, чтобы « Понятно теперь как все произошло, и что мы сами во всем виноваты и всех прощаем и потому смерти никому не желаем», а другое: «…зная, что произошло, я ни тогда, ни сейчас никого бы расстреливать не стал». А князь Димитрий Донской дрался с врагами отечества, Александр Невский тоже и Кутузов. Врангель и Деникин тоже дрались, но этого оказалось мало. Может быть потому, что сердца у тех людей, которые были за спиной у Дмитрий Донского и Александра Невского бились иначе. А болезнь как-то медленно проникала в сердца людей. С европейской культурой ли, с французскими манерами или со свободой слова, но маховик этого ужаса был запущен, видимо, очень давно и достиг своей максимальной скорости в семнадцатом году. Однако мне кажется, что все началось с мерзости, которую каждый начал допускать в себе. Не сразу, по-немного. Сначала чревоугодие, гордыню, блуд, потом убийство, мужеложство, прелюбодеяние, прорубив окно в Европу – свободу слова, то есть своеволие . И наконец предательство,- сначала Бога, потом семьи, а в конце Отечества.
И кто тогда должен был спасти Россию? Те люди, которые изменяют женам, теряют в кровати любовниц нательные кресты? (Потерял крест- ну невелика беда, новый куплю, а куда важнее ее забытая шаль! Ее запах!) Те люди, которые за своими заботами не утруждаются объяснить мальчику-алтарнику про идеологию дарвинизма, вникнуть, что же это такое,- предположить, что мы происходим от обезьян. Ах как же это важно было тогда остановиться и обратить внимание на этого живого мальчика. Как важно мы увидим в конце фильма, когда комендант РККА будет смотреть на тонущую с белогвардейцами на борту баржу, и только подбородок задрожит едва, а рука по той детской памяти занесется ко лбу для крестного знамения…, но, дойдя до лба, лишь крепче натянет фуражку с алой звездой на лоб. А если бы тогда молодой поручик остановился и сказал вместо «мне бы не хотелось»(это про то, что он произошел по словам ужаснувшегося этой мысли Егория-алтарника), остановился бы и подумал кто его Творец, от кого он произошел и остановил бы эту навязчивую и отравляющую мысль в голове мальчика о эволюции Дарвина. Сложно представить, что одно это нужное слово, сказанное вовремя смогло бы изменить судьбу России. Сложно, но возможно. А если бы тысячу таких слов были вовремя сказаны?! А если бы не пошел в каюту номер 9, а если бы вспомнил про свою возлюбленную хорошенько, а если бы зашел- таки на богослужение, а не просто передал крестик для освящения алтарнику. Если бы, если бы, если бы…
Кругом измена, трусость и обман (Святой Царственный Страстотерпец Николай). Очень точно это состояние показано в этом фильме. А это не просто поступки отдельно взятых людей. Трусость, измена, обман – это состояние, которое породило советскую власть как болезнь. Болезнь ужасную, беспощадную и недвусмысленную. Последствия этой болезни вместе с ее утратами мы переживаем сейчас. Переживаем, но до конца по-настоящему не осознаем, что же мы потеряли. Иначе, мы бы не изменяли женам, мы бы больше времени внимательно проводили со своими детьми, иначе не было бы всего этого мусора на обочинах наших дорог. Иначе дети бы не стонали в детских домах, а матери не заламывали так руки от того, что сын или дочь употребляет наркотики.
Нет, такая великая страна не могла оставаться в руках тех безразличных людей. Не сможет она остаться и теперь в наших руках, если мы будем безразличны к судьбе нашей родины, нашей Церкви и наших семей. Господь, как-будто, по своему неизреченному человеколюбию, дал нам еще один шанс. Все в наших руках. И начинать нужно не завтра или когда-нибудь, а прямо сейчас, иначе потом будет поздно. Каждая секунда дорога, каждый поступок, даже маленькое словечко.
Что же касается до качественных нюансов самого фильма, то их можно, безусловно, найти и в этом фильме и в любом другом. Но, скажите, разве мы ищем киноляпы или неточности в «Летят журавли» или «Судьба человека»?!. Хотя и там можно что-то усмотреть, о чем можно поязвить и посмеяться. Фильм «Солнечный удар» имеет четкую сверхзадачу и симфолику, остальное – пища пытливых кинокритиков и просто критиков. А еще, не побоюсь сказать, что этот фильм заставляет сердце биться чаще и комок в горле практически весь фильм не отступает и сразу после просмотра хочется посмотреть его снова, а такое со мной лично впервые.