Пришло время подвести итоги 2015-го киногода. Точнее, время-то пришло ещё месяц назад, но я, скажем так, отходил покурить на Пандору, потому пишу красочный отчёт, который несомненно соберёт тыщу лайков, только сейчас. Ну чё, поехали, хуле.
Часть I.
Киноманы в этом году куда-то разом подевались, ибо проголосовало всего 90 пользователей. Но мы надеемся и верим, что это те самые 90 человек, мнения которых самые адекватные и объективные во Вселенной, а потому не ориентироваться на них - просто преступление. И, забегая вперёд, я как главный фанат "Звёздных войн" этого портала (а возможно и своего города) с кучей мерча по франшизе, обожающий эту Вселенную почти, как родную мать, абсолютно согласен с триумфом "Безумного Макса: Дороги ярости" в ушедшем году. Но по порядку.
В номинации "Лучший блокбастер" с 73 голосами побеждает этот самый "...Макс". Чистая заслуженная победа. Всего лишь кино про погоню, лишённое какой-либо претензиозности, заумности, сверхамбиций, вышло практически безупречным шедевром. Почему так? Потому что олдскул. Натурные съёмки, внимание к деталям, грамотное раскрытие персонажей, изобретательный экшн и нетупой сюжет - вот главные факторы успеха. Там, где прочие блокбастеры запросто забивают на большинство данных составляющих, фокусируясь на чём-то одном, "Безумный Макс" добросовестно работает во всех направлениях. И плевать, что кино чрезвычайно простое. Мы-то знаем, что всё гениальное просто.
Серебро получает ещё один R-фильм: "Kingsman: Секретная служба" и 43 голоса, подчёркивающих лишний раз тотальное доминирование "...Макса". Что же до "Секретной службы", то, думаю, фильм подкупает своим форматом: являясь пародией на жанр шпионских фильмов, кино умудряется быть самостоятельным и достаточно увлекательным. Оно просто берёт все бондовские штампы и с серьёзным лицом выставляет их на посмешище, от чего создаётся удивительный эффект одновременно смешного и серьёзного кино. И если бы не недостатки в виде довольно блеклого главного героя, "Kingsman" мог бы быть практически идеальным. Но второе место на РУА - это тоже чего-то, да стоит.
Третьими финишировали (а как же иначе) новые "Звёздные войны: Пробуждение Силы" с 31 голосом. Не так далеко от "Секретной службы", но огромный разрыв с "Безумным Максом". Почему? Ответственность, хайп, армия фанатов - всё это не может обеспечить фильму бесспорную победу. В данном случае, как и с "Интерстелларом" в прошлом году, зрители раскололись на 2 лагеря: тех, кто проглотил ремейк "Новой надежды" и попросил добавки, и тех, кто вопил об отсутствии оригинальности. Показательна даже чудовищная рейтинговая пропасть между imdb и КП: 8.4 против 7.4. И также, как с фильмом Нолана, эпизодом 7 мешали наслаждаться предубеждения. Эй, тут космоопера вышла с клёвыми спецэффектами, живыми персонажами и хорошим юмором, расслабьтесь.
Деревянные медали получают "Марсианин" (18 голосов), "Выживший" (14 голосов) и "Миссия Невыполнима: Племя изгоев" (13 голосов). Все три картины вышли качественным жанровыми фильмами, с которыми было приятно провести время. Крепкий средняк, если хотите.
В категории "Лучший неблокбастер" аж 3 фильма идут ноздря в ноздрю, и я своим императивным решением отдаю пальму первенства всем трём. Во-первых, потому что они являются представителями разных жанров, так что корректной конкуренции не получится, а во-вторых, потому что я так сказал. Итак, встречайте: "Бёрдмэн" (35 голосов), "Омерзительная восьмёрка" (33 голоса) и "Джон Уик" (32 голоса). А знаете, кое-что у этих фильмов общее всё же есть: талант их создателей. "Бёрдмэн" демонстрирует нам, что Алехандро Гонсалес Иньяритту умеет снимать не только кино про сопли, одновременно заручаясь поддержкой Эммануэля Любецки, "Омерзительная восьмёрка" очередной раз доказывает, что голливудский хулиган Квентин Тарантино настолько талантлив, что может снять 3х-часовое кино в 2х декорациях, а ты, зритель, ни разу не взглянешь на часы при этом, ну а создатели "Джона Уика" непрозрачно намекают, что и за еду можно снимать вполне себе динамичные боевики, а Киану Ривз - идеальное воплощение грустного мстителя.
Второе место, несильно отстав от лидеров, занимают блистательные "Агенты А.Н.К.Л." с 25 голосами. И критерии серебряной медали данного фильма ровно те же, что и золотых призёров - талант создателя. Гай Риччи мастерски выстроил стиль и атмосферу 60-х, не позабыв про сюжет и персонажей. А юмор картины - один из лучших в ушедшем году.
Прочие фильмы равномерно плетутся где-то в хвосте и не думаю, что их стоит перечислять, отдав бронзу на растерзание сразу всем.
Двигаемся дальше. Наблюдаемый кризис в мультипликации ещё в 2014-м году актуален и для года 2015-го. Конечно, в категории "Лучший мультфильм" не могла не победить "Головоломка", набрав тотальные 50 голосов (больше, чем ваш "Kingsman", к слову). И это действительно лучший мультфильм ушедшего года... В том числе и потому что конкуренции у него просто нет. Сколько бы мы не восхвалялись изобретательностью сценария и свежестью подхода "Головоломки", всё это несколько бессмысленно, когда мультфильм просто не с чем сравнить. Потому и 20 пользователей, посчитавших, что они слишком стары для этого дерьма, получают серебряную медаль. Бронза за "Песнью моря" с 18 голосами, и хоть сам мультфильм я не смотрел, но думается мне, что посмотри его побольше человек, и голосов было бы больше. А так... "Головоломка", и этим всё сказано.
Также, как и год назад, большинство пользователей РУА (47 штук) по-прежнему считает выдвижение каких-либо фильмов в номинации "Лучшее российское кино" - это плевок в лицо мирового кинематографа, и они скорее всего правы. Лишь 2 фильма смогли показать неплохие результаты итогового голосования - "Битва за Севастополь" (19 голосов) и "Левиафан" (15 голосов), так что о какой-либо конкуренции загнивающему западу рановато пока что говорить. Разрешите вставить плоскую авторскую шутку: Гайдай, мы всё проебали. Слово "Гайдай" можно заменить на множество других. В общем, российское кино там же, где и было.
А теперь моё любимое: "Худший фильм". Вообще каждый фильм из списка, думаю, достоин этого звания, но мы попробовали разобраться в сортах говна, и вот, что получилось. Самое говно, встречайте, - "Терминатор: Генезис" с 32 голосами. Всё примерно также, как и с "Трансформерами-4", только сборов поменьше. Импотент у руля, полена в главных ролях, наркоман за сценарием, говноеды-зрители. После третьей и четвёртой частей даже уже не слишком обидно за Кэмерона, если бы только сам Кэмерон предательски не похвалил этот кусок говна. Ну зато хоть понятно, на что пошла бОльшая часть бюджета этого недоразумения.
Чуть меньшим говном оказались ебанутые "50 оттенков серого" - 31 голос. Многое подобному фильму простительно. Нет, серьёзно, что мы были вправе ожидать от скрипта, родившегося из фанфика по "Сумеркам". Иными словами, что с этим фильмом вообще могло пойти так? Ну... кое-что могло. Кино про БДСМ могло быть эротикой, например. Не самое актуальное в мире доступности порно, но всё же - сисек не бывает много. Однако, кто-то решил, что в эротическом фильме главное - это диалоги с огромными паузами, потому и на роль их произносителей позвали мебель из магазина в соседнем квартале. Получился тихий ужас.
Третью медаль из говна (в этой категории все такие) получает... А, да там все фильмы идут почти вровень с минимальными отставаниями, поэтому я их просто перечислю. "Фантастическую четвёрку" (18 голосов) все посмотрели, только чтобы убедиться, насколько плохим кино вообще может быть в принципе, "Что творят мужчины! 2" (17 голосов) снял Сарик, и этим всё как бы сказано, "Восхождение Юпитер" (15 голосов) вышло закономерным "Вачовским" недоразумением, а сиквелом "Тупого и ещё тупее" (12 голосов) братья Фарелли практически открыто признали, что им очень нужны были деньги, заодно смачно плюнув всем фанатам первой части в лицо. А Джим Керри лично для меня официально умер теперь. Конкретно за этот фильм мне было невыносимо больно, я плакал, убил несколько стариков и женщин, но всё ещё не пережил этого ужаса. Помогите...
Смежная с предыдущей номинация - "Разочарование года" детектит не плохое само по себе кино, а то, которое мы ждали (и возможно имели на это право) чуть сильнее, чем должны были. Первое заслуженное место получают "Мстители: Эра Альтрона" с 29 голосами. Восторг от первой части, связанный в основном с форматом кроссовера как такового, остался в 2012-м году, а чего-то иного "Мстители-2" не смогли дать физически. Это снова кино с шутками-прибаутками, несбалансированным экшном и неуместным пафосом, вот только эффект новизны на этот раз не сглаживает острые углы, а его отсутствие наоборот оголяет недостатки картины. Joss is not boss.
Второе место берёт фильм-загадка: 25 голосов и "007: СПЕКТР". Тот же режиссёр, те же сценаристы, то же возвращение к корням, что и в случае со "Скайфоллом", а потому второй раз за портянку я ставлю ребром вопрос: что могло пойти ТАК? "Скайфолл" был продуманным, логичным, увлекательным фильмом? Выбравшись из града гнилых помидор, я смело заявлю, что НЕТ! Потому от "СПЕКТРа" не стоило и ждать подобного, однако же пользователи умудрились в чём-то разочароваться. Ну, коллайдер (с) им судья.
Третье место занимают, кто бы вы думали... "Звёздные войны: Пробуждение Силы" с 15 голосами. И причины разочарования я уже выше проговорил - фильм просто не особо радует оригинальностью. А умножив это на хайп, получаем разочарование. Вполне себе закономерно.
Стоит отметить и четвёртую позицию рейтинга - "Робот по имени Чаппи" (13 голосов). Этим фильмом Нил Бломкамп ставит точку в сомнениях относительно его таланта: он как бы есть, когда дело касается коричневой картинки и хай-тековского её наполнения, и его как бы и нет, когда доходит до всего остального. Серьёзного, сшейте кто-нибудь Бломкампу смирительную рубашку из бороды Питера Джексона и только в таком виде допускайте на съёмочную площадку.
К категории "Оверхайп года" пользователи подошли весьма двусмысленно: кто-то голосовал, просто констатируя, что да, дескать, такой-то фильм продвигали даже бабульки у подъезда, а кто-то расставлял галочки, подразумевая несоответствие шумихи и качества самого фильма. По этой причине не думаю, что итоги голосования вышли корректными, но что, есть, то есть, а чего нет, того нет, а что могло бы быть, то могло бы быть, а если бы у бабки был... Ну ладно...
Конечно же, оверхайп года - это новые "Звёздные войны". Остальные фильмы даже не имеет смысла перечислять, ибо против 39 голосов у "...войн" остальными противопоставить нечего. Я лишь констатирую, что фильм в нас действительно пихали, но могло ли быть по иному? Высоки ставки, не все ещё залечили раны от приквелов, не все благосклонно относятся к Диснею, потому рекламная кампания обязана была внушить зрителю, что он ОБЯЗАН, СУКА, ПОЙТИ В КИНО И ЛИЧНО ЗАЦЕНИТЬ, А НЕ ТО КРАНТЫ. Что, собственно, все и сделали.
В продолжении будет интереснее...
Часть II. Интересная.
Отстрелявшись от сухих цифр лучших и худших фильмов 2015-го года, перейдём к самым киноманским номинациям.
Начинаем с определения "Лучшего мужского персонажа". Им становится персонаж Колина Фёрта - Гарри Харт из "Kingsman". Настоящий английский джентльтмен тотально доминирует 52-мя голосами в данной номинации. Смотрите сами, он галантен, вежлив, умён, а ещё умеет раздавать пиздюдей налево и направо. Ну как такой герой может не нравиться? Помимо прочего, Колин Фёрт этой ролью буквально ломает представление об амплуа актёра, очень здорово выглядя в экшн-сценах. Заслуженная победа.
32 туловища справедливо посчитало, что неунывающий ботаник Марк Уотни в исполнении Мэтта Дэймона достоин серебряной медали в данной категории. Уж не эффект ли ассоциирования тут сыграл решающую роль? Смотрите, ботаник-задрот, любящий комиксы, выживает на Марсе, потому что в школе его били хулиганы учился на пятёрки. Кроме шуток, персонаж действительно имеет ценность: "никогда не сдавайся" всегда было хорошим посылом.
Грустные глаза Киянки не могли не подарить ему бронзу 25-тью голосами пользователей. Действительно, убивать ботов с задумчивым отсутствующим взглядом у неактёра Киану Ривза получается отлично, и именно в этом амплуа мы и хотим видеть его.
Стоит отметить несильно отставшие и очевидно полюбившиеся зрителям образы: безумный Макс (23 голоса) пленил нас своим смазливым лицом и рычанием, его случайный напарник Накс (18 голосов) неплохой игрой Николаса Холта заставил сопереживать гибели персонажа в конце фильма, обаятельный контрабандист Хан Соло (17 голосов) позволил понастольгировать по одной из двух лучших ролей Харрисона Форда, самоуправец Алехандро (15 голосов) из "Убийцы" наглядно продемонстрировал справедливость по-мексикански, выживший Леонардо ДиКаприо (15 голосов) сквозь огонь, воду и индейцев полз к Оскару, а По Дэмерон (14 голосов) доказал, что классическим персонажам всё ещё находится место в современном кинематографе.
На мой скромный взгляд куда интереснее всё представлено в номинации "Лучший женский персонаж". Да, ещё в мае стало ясно, что в полку сильных женских персонажей прибыло: Шарлиз Терон и раньше меняла имидж фотомодели с обложки глянцевого журнала ради роли (роль уродливой лесбиянки-убийцы из "Монстра"), но именно её Фуриоса с 63 голосами форумчан останется главной ролью актрисы. Почему? Потому что это та же Линда Гамильтон в "Терминаторе" или Сигурни Уивер в "Чужом". Именно такие роли создают культовых персонажей; не только благодаря актёрским талантам лицедеев, но ещё и режиссуре и самому повествованию, но факт есть факт. Заслуженное золото.
Серебро уходит Рей (44 голоса) из седьмого эпизода "Звёздных войн". Думаю, многие отдавали предпочтение именно этому персонажу из-за няшности Дейзи Ридли, её играющей, но сам персонаж куда глубже, чем просто милое личико. И если подумать, то у Рей и Фуриосы очень много общего: у обеих туманное, но печальное прошлое, в поисках которого они находятся на протяжении повествования картин, обе довольно самостоятельны и самодостаточны, обе решительны и обладают рядом полезных навыков, обе в ряде фрагментов дают прикурить своим мужским напарникам, играя ключевую роль в кульминации обеих картин. Основное их отличие друг от друга - это отсутствие должного опыта у Рей. Будь Фуриоса на её месте в том самом лесу, Кайло Рен не продержался бы и 10 минут.
Сильно отстав от лидеров третью строчку занимает Ильза Фауст (20 голосов) из последней "Миссии...". У Ребекки Фергюсон получилось сыграть не мебель, хотя часто подобные роли именно это и подразумевают. А сценарий фильма позволил отчасти раскрыть её героя, и в итоге мы получили лучшего женского напарника Итана Ханта во франшизе, благо Фергюсон вернётся в 6-ую часть.
Стоит отметить ещё трёх женских персонажей, набравших 15, 14 и 13 голосов форумчан. Это Гэби из "Агентов А.Н.К.Л.", исполнительнице роли которой - Алисии Викандер - достаточно было выглядеть в кадре стильной и хрупкой. Это Кейт Мэйсер из "Убийцы" в исполнении Эмили Блант, про которую я особо ничего не хочу говорить, ибо фильм целиком и полностью украл Бенисио Дель Торо. И это Афина из "Земли будущего". И вот тут хочется остановиться подробнее. На мой взгляд, это очень недооценённая роль Рэффи Кэссиди. Вспомните заметные роли детей в кино - такие, чтобы не раздражали, смотрелись уместно в разговорных сценах и сценах действия. Знаю, вы подумали про "Один дома" и "Пипца", ну а что ещё? Дети часто чудовищно раздражают своими киноролями, и за примером не нужно далеко ходить - "Мир Юрского периода". И когда появляется какой-то продуманный и хорошо отыгранный детский персонаж - это сродни чуду. В данном случае задача юной актрисе была усложнена тем, что она играет робота. К слову,в самом же фильме представлен контраст детских ролей, ибо Кэссиди вчистую переигрывает Бритт Робертсон, хотя той всего лишь нужно было изобразить тинейджера в WTF-ситуации. Недооценённая роль, одним словом.
Но переходим к следующей номинации, и это - "Лучший злодейский злой злодей", коих в ушедшем году было великое и разнообразное множество. Забегая вперёд, выскажу смелое мнение, что тройка лидеров сформировалась, исходя из любви к самим фильмам, а персонажи вовсе не заслуживают таких лавров. Но кто я такой бла-бла-бла?
Итак, золото получает Валентайн из "Kingsman" и 34 неподкупных голоса. Бесспорно, у Сэмуэля Л. Джексона вышел колоритный персонаж: шепелявящий хипстер с безумным планом по захвату мира - всё, как Бонд прописал. И его персонаж - украшение фильма, но давайте будем честными: это пародийный герой. Да, Валентайн не лишён самостоятельности, но она выражена лишь в деталях героя, тогда как основные черты взяты у прочих злодеев, пародией на которых Валентайн является. Это всё равно, что на полном серьёзе считать доктора Зло великим злодеем. Впрочем, Валентайн всё же отхватил первое место, и никуда не деться.
Серебро достаётся Несмертному Джо (29 голосов) из "Безумного Макса", и это один из самых клишированных злодеев в истории. Безусловно, Джо колоритен - его маска добавляет антуража герою, а мелкие штрихи заставляют зрителя догадываться, каким образом он пришёл к власти, но всё же стоит признать, что Несмертный Джо - злой, потому что злой. Фильму не нужно раскрывать ориджин героя, мы вполне можем довольствоваться исходными данными, заключающимися в тирании Джо; нам достаточно этого, чтобы болеть за главных геров, и в этом прокол злодея. Настоящий злодей понятен зрителю, ему можно сопереживать, его мотивы должны быть ясны. Потому Джо - больше функция для фильма. Грамотно прописанная функция, а не полноценный злодей. Но опять-таки, серебро у него в кармане.
Третье место берёт Газель (21 голос) из того же "Kingsman", и тут я в полном замешательстве. У персонажа отсутствует характер, история, мотивы. Это ещё более функциональный для истории персонаж, нежели Несмертный Джо, но по видимому колоритность героя сделала своё дело: яркая внешность и протезы в виде лезвий позволили Газель замкнуть тройку лидеров по версии РУА.
Куда интереснее дела обстоят у аутсайдеров. Четвёртое место занимает Джон Фицжеральд (20 голосов) в исполнении Тома Харди из "Выжившего", и это сильная роль актёра и понятный зрителю злодей. Жестокий и лживый, но всё же живой человек Фицжеральд на мой взгляд является главным актёрским украшением картины. 16 голосов и пятое место получает Кайло Рен из "Звёздных войн" в исполнении Адама Драйвера, и это очередное актёрское открытие года. Контраст, созданный актёром до и после снятия маски, сложно недооценить. 15 голосов и шестое место достаётся Аве из "Из машины", и данный злодей не столько интересен какими-то актёрскими откровениями Алисии Викандер, сколько самой историей робота. Впрочем, сняться ли ей электроовцы лучше решать самостоятельно.
Теперь номинация "Они химичат" - выбираем лучшие актёрские команды 2015-го года. Золото с 40 голосами получают Макс и Фуриоса из "Безумного Макса". Дуэт героев действительно получился запоминающимся: он зародился совершенно случайно, ибо оба персонажа преследовали разные цели, затем перерос в открытый конфликт, но потом пришёл к взаимному уважению и поддержке двух равных героев. За этой эволюцией было крайне интересно наблюдать, и это стало настоящим сюрпризом для фильма об одиночке Максе Рокатански. Более чем заслуженно.
Второе место с 33 голосами берут бесславные ублюдки из "Омерзительной восьмёрки". Герои Тарантино - это всегда яркие герои, при чём когда в прочих фильмах можно выделить удачных главных или побочных героев, или же дуэт, то в случае с картинами Тарантино - это всегда чуть ли не весь каст. В данном же случае всех героев фильма объединяет место действия "...восьмёрке", и потому весь ансамбль неотделим друг от друга. Что ж, актёры действительно постарались, и мы получили один из лучших фильмов ушедшего года.
Немного отстав от серебряного призёра идёт актёрский состав фильма "Бёрдмэн" (30 голосов), и с этим сложно спорить, ибо и Майкл Китон, и Эдвард Нортон, и Эмма Стоун выдают отличные перфомансы в данной картине, играя практически театр в прямом эфире. И лично от меня: после роли Рэдмейна в "Восхождении Юпитер" за Майкла Китона и его прокатывание на Оскаре стало ещё обиднее.
Четвёртое место с 29 голосами занимает дуэт главных героев Галахада и Эггзи из "Kingsman". И хотя химия между героями определённо присутствует, надо признавать, что Эггзи в фильме присутствует лишь для подчёркивания охуительности Галахада. Это не дуэт двух равноценных героев, лично мне сложно его воспринимать как полноценный дуэт двух людей, работающих в команде, но мнение РУА - оно, как Дредд. Делит четвёртую строчку, и на этот раз вполне заслуженно, дуэт Наполеона Соло и Ильи Курякина из "Агентов А.Н.К.Л.". В отличии от предыдущей дабл-тим, эти шпионы дополняют друг друга, выручают друг друга. Из них двоих невозможно выбрать лидера, это действительно союз двух равных героев, имеющих свои сильные и слабые стороны. И этот союз, сродни дуэту из "Безумного Макса", начинается с конфликта, перерастая во взаимное уважение и взаимопомощь, да ещё и сдобренный хорошим юмором. Прекрасный дуэт, жаль, о сиквеле мечтать не приходится.
Пятую строку занимает дуэт Рей и Финна (26 голосов) из "Звёздных войн". И на мой взгляд, этот дуэт с перспективой на романтические отношения, нежели слаженная команда двух героев. Да, фундамент взаимоотношений выстроен, но его корни лишены какого-либо взаимного конфликта персонажей: они просто встретились и испытали друг к другу симпатии (в разной степени). Данному дуэту остро нужен какой-либо конфликт в сиквеле, дабы заработать на полную мощь.
Изменено: Minfin, 22 Февраль 2016 - 08:02