Французский связной
Целиком и полностью фильм посмотрел только сейчас, соответственно синдрома утенка нет, некоторые вещи оцениваю уже с современной колокольни - и это было, без скидок, хорошо. Мне безразлично, тянет ли это на полноценную деконструкцию полицейского детектива или же это классический детективный триллер, а равно насколько там сильно чувствуется влияние европейской школы кино - мне было просто интересно следить за работой двух полицейских-напарников, исполненной в нарочито приземленной манере, без глянца и лоска, на грани документалистики. Где собственное чутье и интуиция порой важнее армии осведомителей. Где нет современных гаджетов и средств слежения, а для отработки малейшей зацепки приходится часами самому морозиться на улице. Где, в конце концов, успех дела может решиться благосклонностью Фортуны к тебе, а преступники, в свою очередь, могут легко качнуть весы Фемиды в свою сторону.
Отличный дуэт Хэкмана и Шайдера, где солирует, конечно же, Хэкман. Отличные съемки, операторская работа - и это я даже не говорю про ту самую образцово-показательную погоню, о которой знают, наверное, даже те, кино и не смотрел. Нет, даже в относительно спокойных эпизодах камера любит брать долгие планы и выгодные ракурсы, переходя от героя к герою, усиливая эффект погружения. В отличии от многочисленных полицейских боевиков здесь ставка сделана вовсе не на экшен, при том, что с тех пор мало кто смог выйти на уровень этой упомянутой погони, а на внутренний психологизм и напряжение - и картина держит внимание зрителя до самого финала. От которого чувство документальности только усиливается.
За весь фильм желание покритиковать авторов картины возникло только один раз - как раз в эпизоде с погоней, но не от ее исполнения, а внутренней логики происходящего. Уж больно происходящее там местами контрастировало с заданным реалистичным стилем кино. Например, когда киллер пытается убить "Попая" Дойла средь бела дня из винтовки, хотя в открывающей сцене действовал куда эффективнее и профессиональнее
. Однако на общем впечатлении от просмотра это почти не сказалось.
КИНО из золотого фонда
Французский связной-2
Раньше не смотрел вообще. Маститый режиссер Джон Франкенхаймер, возвращение Джина Хэкмена и Фернандо Рея к своим ролям, заметно подросший бюджет - что вообще может пойти не так?
Например, само наличие сиквела ко вполне законченному в плане внутренней драматургии оригиналу (Oh, hi The Last of Us Part II). Разумеется, это исключительно субъективное отношение, знаю, что некоторым сиквел понравился даже больше оригинала, но на протяжении всего просмотра меня не покидало ощущение, что я смотрю пусть дорогой и качественный, но фанфик, где создатели решили закрыть или исправить моменты, которые им не доставало в оригинале. Как это главный злодей ушел безноказанным? Нет, так быть не должно, пусть наш протагонист найдет его и покарает своими антигеройскими методами!
Возможно именно поэтому сиквел потерял то, что мне так понравилось в оригинале - свою приземленность на грани документалистики, но без перебора с излишним реализмом. Не знаю, насколько эта тема была популярной в 1975 году, но сейчас для меня мотив "герой-одиночка среди чужаков в чужой стране" не выглядит чем-то таким, что само по себе может выступить адекватной заменой для моего зрительского интереса. Плюс, Франкенхаймер в отличии от Фридкина решил добавить побольше перестрелок, где плохиши, не стесняясь, поливают полицейских автоматными очередями и количество произведенных выстрелов друг в друга уходит далеко за сотню.
Собственно, это еще одна моя претензия к сиквелу: ему не хватает чувства меры, всего там как-то чересчур. Отдельные сцены и эпизоды, на мой взгляд, нужно было подрезать, не растекаться мыслью по древу, что по факту сократило бы хронометраж, пожалуй, на добрых полчаса. Сегмент с сажанием Попая на иглу и его последующей ломкой
, бесспорно, хорош, Хэкмен блистает всеми гранями актерского таланта... но зачем все так долго-то? Мало того, что все это выглядит будто вставкой из другого фильма, так еще и включает в себя некоторые эпизоды, совершенно не нужные для дальнейшего сюжета в принципе. Вот зачем тут бабка-наркоманка и кража часов у Попая? Я думал, в последующем это станет какой-то зацепкой, как-то двинет сюжет - но нет, этот эпизод просто есть. Так же и со всеми перестрелками и погонями: убери то тут, то там минут по пять - они стали бы только динамичнее, раз уж вы решили отойти от эстетики реализма в сторону типичного полицейского боевичка. Разумеется, на мой дилетантский взгляд.
В общем и целом, претензий у меня было бы куда меньше, если бы это было самостоятельным фильмом, без привязки к оригинальному "Французскому связному", пусть даже и с теми же актерами. Типичный продюсерский сиквел, созданный по велению кошелька, а не зову сердца режиссера. Как самостоятельному фильму я бы поставил КИНО-, но как сиквелу с претензией на канон - только СТЕРИЛЬНО+, увы.
Изменено: Ken Adams, 26 Октябрь 2022 - 11:30