Детективный жанр очень прост и понятен почти для каждого, но создать хороший детектив - трудно. Чтобы убедится в правдивости эти слов достаточно прогуляться до ближайшего книжного и узреть целые полки плотно забитые детективным чтивом самого разнообразного формата и качества. Ещё труднее перенести детективный замысел на киноэкраны, ибо мириады процедуралов с ТВ уже вычерпали океан расследований, интересных преступлений и колоритных сыщиков практически досуха. В конце-концов все мы живём в двадцать первом веке и видели многое - чем нас таких мамкиных циников и диванных детективов можно пронять и заставить шевелиться наши маленькие клеточки головного мозга? Может для этого необходим постмодернистский вызов, наполненный метаюмором и постиронией, или же очередное обращение к образцам и классикам жанра спасёт наши души, а может стоит просто устроить актёрский капустник из лихих и харизматичных лицедеев, которые своими лицами отвлекут нас от отверстий в бублике сюжета. Райян Джонсон не стал выбирать между тремя дверьми - он открыл их разом.
И правда, по своей форме картина воспроизводит все необходимые клише и штампы, коим исполнилось уже сто лет в обед. Большой особняк за городом, наполненный скрипучими лестницами, тайными ходами, тысячами странных безделушек и целой оравой родни пожилого патриарха. При чём все родственники имеют при себе по шкафу со скелетом, а их характеры при всей неглубокости образов имеют второе дно. Инженю в центре внимания, гениальный детектив, недалёкие полицейские, завещания и вечная осень за окном - все элементы классического детектива на месте и даже с перебором. Порой возникает ощущение, что перед нами не оригинальный фильм по написанному режиссёром сценарию, а экранизация доселе не известной повести от Агаты Кристи. Этому эффекту способствует и сама манера съёмки: ракурсы камеры и яркие цвета окружения, сдержанная палитра героев и акценты на лицах и даже манера монтажа, который не смотря на довольно агрессивный характер скорее подчёркивает атмосферу расследования и тайны.
Задействованные в фильме актёры отлично отыгрываю свои роли и убедительно продвигают повествование. Тот же Дэниэл Крейг, который давно уже в полусонном состоянии отыгрывает агента 007, здесь просто светится и радуется, самому трудно удержаться от улыбки, когда детектив расцветает улыбкой и пристально смотрит своими голубыми глазами. Ана де Армас - отрада моего сердца и глаз, в кои-то веки обходится без нарочитой эксплуатации собственной сексуальности, хватает убедительной актёрской игры и огромного запаса милоты, порождаемого её личиком. Кристофер Пламмер хорош, его герой - мощща и глыба в отношениях со своими непутёвыми родственниками, но близкий друг и товарищ для Марты. А уж как отжигает Крис Эванс в своей роли напыщенного хлыща - играя Кэпа он никогда не был столь хорош. А уж все остальные и Шэннон и Кёртис и остальные просто живут своими героями и радуют глаз зрителя.
Сам сюжет фильма и его интрига радуют своим построением. Режиссёр филигранно расставляет крючочки и зацепки, намёки и упоминания, только для того чтобы по ходу фильма они всплыли, сыграли свою роль и продвинули историю. А уж пара поворотов сюжета способны удивить и поразить заинтригованного зрителя. На этом месте критики и обзорщики любят ввернуть слова о "деконструкции жанра", постмодернистском детективе, разрушении ожиданий и прочую подобную лабуду. Но я за свою жизнь прочёл немало детективов, просмотрел целую кучу процедуралов и прошёл множество квестов, и потому я просто не увидел в этом фильме никакой деконструкции. Чёрт возьми, но какая-нибудь Хмелевская устраивала подобную "деконструкцию" в каждом втором романе. Но мешает ли это фильму - ни в коем разе. Ибо само-то кино со всей своей цельностью сюжета, формы и актёрской игры остаётся перед нами.
Так что же стоит пред нами: остроумное произведение искусства, классическая детективная история или социальная агитка. Прежде всего всего перед нами отличный фильм способный развлечь, дать лёгкую разминку для ума, насладится прекрасными актёрами в чудесных ролях. А потому как бы я не был равнодушен к "Последним джедаям", но Райян Джонсон всё таки прекрасный режиссёр и с правильным материалом в руках способен на многое. И если в кинотеатре этот фильм смотреть было необязательно, то уж глянуть его дома в промозглый весенний вечер сам бог велел.