Пост Мортем
Post Mortem
2020
IMDb
Режиссер: Петер Бергенди
В ролях: Виктор Клем, Фружина Хаис, Юдит Шелль, Жольт Ангер, Габор Ревицки, Габриэлла Хамори и др.
1918 год. На фронте Первой мировой австро-венгерский солдат Томас чудом возвращается с того света после удара взрывной волны, а старый фотограф вытаскивает его из братской могилы. После войны они вдвоем скитаются по ярмаркам Венгрии: старик одолжил у Томаса историю воскрешения, а Томас у старика - фотоаппарат, чтобы освоить мастерство фотографии в жанре "post mortem" - создания посмертных снимков на память близким.
На одной из ярмарок Томас знакомится с десятилетней сиротой Анной, и получает большой заказ. Крохотная деревня Анны страдает от последствий эпидемии "испанки", и переполнена трупами, поскольку мерзлая земля не дает захоронить умерших. Безутешные родственники хотят получить памятные фотографии с почившими близкими, и фотографа ждут всей деревней. Прибыв на место и принявшись за работу, Томас вскоре понимает, что мертвых здесь гораздо больше, чем живых, и они чем-то очень недовольны.
Венгерский фильм ужасов в фактурных декорациях мрачной ретродеревушки времен Первой мировой войны (съемки проходили на территории музея-заповедника). Не без некоторых недостатков (общий хронометраж), но все они компенсируются густой атмосферой, приятной картинкой, интересными визуальными решениями, сбалансированным повествованием и тотальным разгулом призраков в финале. Казалось бы, тематика фотографий "post mortem" прямо-таки создана для ужастиков, но это пока единственный (известный мне) представитель жанра, в котором данный гиммик используется эффективно и в полной мере (поделие "российских хоррормейкеров" не в счет). Минимум компьютерной графики, максимум гнетущих звуков и пластичные танцоры, изображающие мертвецов. Видимо, поэтому сцена с покойниками в амбаре по-прежнему вызывает чуть ли не физический дискомфорт даже после нескольких просмотров.
Традиционных скримеров относительно немного, но интересно было подмечать всякое-разное на заднем фоне, что весьма забавно, учитывая, что в трендовых ужастиках подобные приемы являются главным зрелищем, и к ним могут подводить чуть ли не весь фильм. Здесь же режиссер не тянет кота за яйца, и практически с самого прибытия Томаса в деревню погружает его в вязкое болото вполне ощутимой и осязаемой паранормальщины, которую жители деревни уже начали воспринимать как должное.
Актерский дуэт Виктора Клема (Томас) и Фружины Хаис (Анна) получился весьма годным. За исключением пары странных сцен с более чем двусмысленными взглядами, динамика отношений Томаса и Анны навевает воспоминания о Геральте и Цири, благо и здесь присутствует мистический элемент, объединяющий незнакомого мужчину и маленькую девочку в стремлении разобраться в причинах происходящих в деревне жутких событий.
Ради таких фильмов стоит пересматривать кучу хоррор-шлака, и радоваться, когда попадаются подобные картины. Наверное, именно так должен выглядеть условный "ответ Голливуду", когда создатели берут какую-то популярную идею (в данном случае, расследование потусторонних явлений в духе "Заклятия" Джеймса Вана), переносят ее в обособленный и незаезженный сеттинг, и снимают свое видение страшной истории с выдумкой и креативом вместо того, чтобы покадрово переснимать сцены из кассовых американских ужастиков, выдавать их за свои "гениальные" идеи, и пиариться в качестве "самых успешных российских хоррормейкеров".
Русский трейлер:
Венгерский трейлер:
Изменено: Wooser, 26 Февраль 2024 - 08:18