Давился творчеством Пьера Паоло Пазолини.
Отец и сын бродят по дороге. К ним присоединяется говорящий ворон и развлекает их байками.
Самое оригинальное начало фильма из всех мной виденных - титры не просто показываются на экране, они пропеты оперным певцом. Пропеты хорошо, мелодично, я заслушался.
Затем внезапно цитата от Мао Цзэ-дуна в заглавии. Ну а дальше редкое для Пазолини связное повествование. Практически есть единый сюжет, это путь отца с сыном, разбавляемый подсюжетами.
Из подсюжетов есть, опять же характерные для Пазолини, непонятные вставки из хроники (похороны Пальмиро Тольятти, зачем они тут?), не несущие особого смысла бытовые зарисовки. Но есть и занятная притча о монахах, которые обращали в веру птиц, ключевая притча для фильма, где христиане-ястребы пожирали христиан-воробушек.
Также экранизирована пара народных анекдотов.
Заканчивается фильм как бы ничем, они съели ворона и пошли дальше,
тоже почерк режиссера.
Тото сыграл старика-отца. Не видел его раньше, хороший трагикомичный актер с поломанным лицом.
Сына сыграл совсем молодой Нинетто Даволи ("Приключения итальянцев в России"), любитель, который вытаскивает роль природным обаянием.
Композитором был Эннио Морриконе, в саундтреке отчетливо слышны мелодии "Катюши".
7/10
Экранизация мифа об Эдипе, убившем отца и женившемся на собственной матери.
Начинается картина с пролога в "наше время", где у военного родился ребенок. Затем действие переносится в древность, где царь, боясь пророчества, избавляется от сына. Но от рока не убежишь, пророчество сбудется, Эдип усеет свой путь трупами и согрешит с матерью, осознает это и сойдет с ума. И вдруг эпилог, который возвращает картину в "наше время". Как пролог и эпилог связаны с серединой фильма, я не знаю, примерно никак.
Не надо ждать от фильма погружения в старину, снималось все в Марокко, а актерам пошили такие чудаковатые костюмы с прикольными шапками, что они перетягивают все внимание на себя. Герои разряжены в непонятные тряпки, метровые шапки, вооружены странными мечами с продольными пустотами. Даже чудовище сфинкс - это просто мужик с мешком на голове.
Игра актеров нарочито скупая, пейзажи красивые, много затянутых сцен и крупных планов лиц - типичный Пазолини.
Зато я понял, чем вдохновлялся Тарсем Сингх, в его "Войне Богов: Бессмертные" примерно такая же картинка и костюмы.
6/10
Экранизация "Декамерона" Боккаччо.
Ну вот это самая любимая форма для Пазолини - сборник коротких новелл, лишь условно соединенных общим рассказчиком/наблюдателем.
В общем, режиссер собственной персоной расхаживает в роли художника и наблюдает либо слышит всякое вокруг, в основном похабное.
Экранизированы такие городские анекдоты: как Нинетто Даволи провалился в выгребную яму; как парень притворился убогим, чтобы работать в женском монастыре, где его пользовали все монашки; как муж чистил бочку изнутри, пока снаружи его жена развлекалась с любовником. И прочее в том же духе. Лишь одна новелла выбивается из общего ряда трагичностью, про голову в цветочном горшке.
Снималось в красивых старинных городах, костюмы Ренессанса хорошо сделаны.
Актеры в большинстве своем набраны с улицы, по принципу "сломанный нос, выбитые зубы, кривая рожа". Задача их, как правило, стоять в кадре и улыбаться во все двадцать четыре зуба.
6/10
Экранизация "Кентерберийских рассказов" Чосера.
Практически то же, что и "Декамерон", только в средневековой Англии.
Опять режиссер выступает в роли слушателя/наблюдателя. Опять на экран перенесены похабные анекдоты. Только две новеллы примечательны.
Первая про дьявола и сборщика налогов. Новелла жуткая, поставлена и сыграна хорошо.
Вторая, не поверите, про Чарли Чаплина. Точнее, Нинетто Даволи явно под него косит, в котелке и широких штанах, исполняет комедию с физическими шутками.
Англия не Италия, потому интерьеры тут заметно бледнее.
Актеры снова с улицы, запомнилась рыжая бабка, напевающая кельтские мотивы.
6/10
Экранизация "Сказок 1001 ночи".
И опять то же самое, "Декамерон" на Востоке. Логично, ведь "Сказки 1001 ночи" по сути тоже сборник баек и анекдотов.
На экран перенесены похабные эротические сказки и немного трагических.
Ближневосточные города, пустынные пейзажи сами по себе красивые, и сняты хорошо. Интерьеры где роскошные, а где нарочито бедные. Арабские костюмы хорошо смотрятся на актерах.
Актеры частью из прошлых фильмов (Нинетто Даволи неизменен), частью опять с улицы.
6/10