Пункт 19. Безусловно, эффектная сцена "все актеры в сборе". Оказывается, полгорода работало на CRS, все, с кем контактировал Ник с момента получения карточки-инвайта. Почему они все сидят в одном месте, в тех же образах, почему не работают на местах? Зритель уже на этом этапе обгоняет главного героя в понимании происходящего (так задумано), но задать простейший вопрос "если деньги уже украдены, актеры выполнили свою задачу, почему они все здесь?" может и сам герой. Давай, спроси "что вы все тут делаете?" Но он пришел сюда, не имея плана, импровизируя. Начинается стрельба из автоматов и кого-то даже убивают, да, хорошо, правдоподобно выглядит, видно, что это уже не шутки, все донельзя серьезно. По законам триллера, жертва всегда бежит в подвал или на чердак, так как там тупик и зритель это знает, это легкий способ нагнать напряжение.
Пункт 20. На крыше герой начинает психовать и выдает странную фразу "меня хотят убить!" Но позволь, ты же сам пришел в логово зверя, пришел с пистолетом, вроде как за ответами, но на самом деле убивать. Что удивительного в том, что тебя пытаются убить. Кристин начинает говорить ему правду, герой не верит, так и было задумано, но какие ответы он ожидал услышать? Он не контролирует ситуацию, он не может отличить правду от лжи, зачем ему ответы? "Кто сломал мне жизнь, за что, чья это затея?" - погоди, парень, твоя жизнь еще не сломана, хотя если ты кого-нибудь убьешь, то можешь присесть за умышленное убийство. Всем этим психованнием нам пытаются показать, что ГГ уже не дорога жизнь. Слишком прямолинейно, слишком шаблонно, ребята.
Вместе с тем, эта сцена очень похожа на соответствующую сцену с таблеткой из "Вспомнить все". Герою нужно выбрать, кому он верит и убить всех остальных.
И тут...
Входит Конрад с шампанским и получает пулю.
Вся фальшивость этой сцены смутила меня еще при первом просмотре. Кристин могла бы просто встать перед дверью, это же так логично. Ну оказались бы у ГГ холостые. Ах, неужели он возрадовался бы такой замечательной шутке! Стукнул бы брата рукояткой револьвера по лицу и ушел. В этой сцене, при первом просмотре нам вроде бы должно быть жалко убитого брата, однако, если он не злодей, то он долбоеб и сам во всем виноват. Я ни на грамм не поверил данному фальшфину, поскольку Николас наказал организатора всех приключений, который нагло обманывал его всю дорогу - а нам показывают кадры искренних переживаний, значит дело в другом. Человека нельзя считать мертвым, пока это не установил врач, смерть получилась слишком киношной, а главный герой даже не подходит к телу, вдруг брат хочет сказать ему последние слова. Но ведь Николас готов был убить того, кто все это ему создал, вот, поссорился с братом и завалил его. В каком бы волнении не был герой, его дальнейшее поведение выглядит искусственным и необъяснимым. Уж если ты так расстроен, разбегись и прыгни. Но он медленно подходит к краю крыши, как будто из последних сил. Это не похоже на аффект (но по замыслу авторов фильма им является). Он что, уже давно, заранее решил не уходить живым из этого здания?
Про ляп с прыжком уже много говорилось, чтобы так точно попасть в батут, надо прыгать со строго определенного места. Они крестик ему начертили, где стоять? А пролет сквозь стеклянную крышу? Там внизу сидели люди за столами, он мог приземлиться на любого из них.
Ради эффектного майндфака сценарий пожертвовал даже физикой, сильно замедлив падение.
Вообще, конечно, я бы предпочел твист в стиле БК, что герой видит всех уже на том свете или все они плод его воображения. Потому как если все реально, то это просто пощечина зрителю. "Ты знаешь, мы наняли сто актеров, чтобы каждый сказал свои три слова, а ты в конце прыгнул с крыши. Правда здорово?" Вы мне предлагаете в это поверить? Уж извините, не могу. Представим, что герой наглотался таблеток и очнулся в больнице. Сюрприз! С днем рожденья! Какие положительные эмоции может испытать персонаж в этом случае? Ну да, жив, ну да, я не убил брата и не сяду за это в тюрьму. Чувство искренней благодарности, блеать. Теперь лечить нервы, лечить тело (да, падение на пневмомат тоже ломает кости), смотреть на всех подозрительно, вдруг решать повторить? И получается мораль "твой брат предаст тебя, все будут врать тебе, не верь никому".
Пункт 0. Пришло время поговорить об игровой механике.
Подобные схемы розыгрышей давно известны. Сценарий пишется задом наперед, точно известно, где пройдет финал и что там будет, осталось только сохранить финал в секрете и привезти туда фигуранта, так, чтобы он по дороге не догадался. Для этого фигуранта изо-всех сил отвлекают простенькими спецэффектами - драками, взрывами, авариями и т.д. Я лично организовывал розыгрыш - на вечеринку в честь дня рождения нападает ОМОН, вяжет всех, везет на автобусе типа в отдел, потом в лес для вымогательства и привозит в загородный коттедж, где уже все готово к встрече (привет, "Горько"). Я знаю, что другие люди делали и по сюжетам черных комедий, где одному из гостей внезапно становиться плохо (теряет сознание), виновник торжества вызывается везти его в больницу, по дороге их подрезает братва и т.д. Чем больше пунктов и пауз, тем выше вероятность, что фигурант догадается и притормозит, перестанет подчиняться ведущему.
Но в любом случае, подобный стиль розыгрышей основан на том, что напряжение растет и вдруг все счастливо разрешается. Поэтому абсолютно не важно, что происходит с фигурантом Игры до финала. Именно это обесценивает все события фильма. Да, понятно, что разыгрывают не Николаса ван Ортона, а зрителя, но вот меня им, например, разыграть не удалось. Да у них было сто различных способов поместить ГГ на крышу. "Придумывайте что угодно, финальный твист все спишет". Они решили задачу "как заставить его выстрелить?" Но как заставить его спрыгнуть? Допустим, они могли создать условия для того, чтобы герой в течение фильма постепенно осознал всю глубину своего морального падения и осознанно сделал шаг через край (как пример можно привести совсем свежий фильм "Грязь"), а не прыгал в состоянии аффекта. Но вместо этого они, через гигантские расходы потчуют героя набором триллерных клише, без смысла, без всякой связи, просто постепенно повышая градус. Напомнили ему два раза про самоубийство отца. Ну и что? Ключевой момент - причины самоубийства отца! Вот если бы он тоже убил брата и в состоянии аффекта прыгнул, вот тут бы пазл сложился, но про причины отца мы ничего не знаем. Поэтому зачем огород городить, достаточно просто избить героя в подворотне, накачать наркотиками, отправить в другой город, он вернется озлобленный. Да если бы герой просто забухал на две недели или в борделе кокосом упоролся до бессознанки, можно было после пары намеков все равно тащить его на крышу, "убивать брата" и расстилать внизу батут. Но не факт, что спрыгнет.
И зритель ударенный по голове твистом, какое-то время чувствует себя, как герой - не может привести мысли в порядок и увидеть нитки, торчащие из всех швов.
Поэтому эклектика в основной части фильма, крайне схематичный ГГ, нелогичный прыжок с крыши и следующий из него нелепый твист, объясняющий всю фантасмагорию лишь словами "так было задумано, мы все держали под контролем, подробности не нужны", не позволяют назвать этот фильм хорошим. В нем есть интересные сцены, есть атмосфера паранойи, есть актерская игра, но у картины нет основной мысли (фуфло "все не то, чем кажется" не предлагать) и совершенно провалено отношение режиссера к персонажам.
Изменено: фильмушник, 22 Декабрь 2013 - 04:59