Когда поползли титры, от просмотра впечатление было ровно одно: я посмотрел киноверсию многосерийного телесериала, снятого Ридли Скоттом для Первого канала.
Да, есть бюджет, есть размах, есть впечатляющие сцены. Но отдельные куски фильма настолько плохо гармонируют друг с другом, что невольно хочется проверить ползунок хронометража: а не проспал ли я часом какой-то важный момент и на самом деле времени прошло больше? Нет, не проспал. Или какие-то куски просто вырезали из фильма? Пока никто не обещал режиссерку на +2 часа. Просто это старикан Ридли так компонует свою картину. Известные актеры появляются на экране в гриме еврейских рабов или египетских властителей, зачитывает свой текст - и большинство из них исчезает за горизонтом повествования, не оставив какого-то значимого следа для сюжета. Нет, серьезно, в чем заключается, например, роль Аарона Пола, кроме подглядывания за диалогами (монологом?) Моисея и Бога, а также редких неодобрительных реплик в адрес Моисея
? Ни развития персонажа, ни значения для истории. "О, это же Сигурни Уивер! Привет, Сигурни! Рад тебя видеть, Сигурни! Пока, Сигурни!" (экранное время Сигурни Уивер примерно равно времени, потраченному на прочтении этого куска текста. Ну и сама ее роль обладает примерно такой же смысловой наполненностью)
Возможно, Скотту было банально неинтересно про взаимодействие персонажей и хотелось сразу перейти к тем самым Казням египетским и живописаниям самого Исхода? Не исключено. Ибо первая половина фильма на фоне непосредственно устрашения египетского фараона выглядит натурально невразумительной возней в песочнице, не имеющей почти никакого значения для всех последующих событий, а мотивация персонажей наспех пришита к ним суровыми нитками. "На все воля Божья". А вот на Казнях все начинает работать так как надо, так, как ты собственно и ждешь в историческом эпике от Ридли Скотта. Тут тебе и размах, и интересные решения, и проникновенность, и натурально сочувствие и переживание (ясно дело, на самом последнем этапе этих Казней). Закончился исход сынов Израилевых из Египта - закончился и режиссерский запал Ридли. Опять разговоры ни о чем, опять логические паузы, подразумевающие, что мы и сами все хорошо додумаем, и финал, к которому так и хочется приписать "Продолжение следует..."
Фильм, конечно, не полный провал. Вышеупомянутые Казни и сам Исход сняты со вкусом и действительно впечатляют. Ну и идея показать Моисея более как безвольного созерцателя реализации божественного плана, полагающегося сперва исключительно на вполне земные методы решения проблем (и откровенно охуевающего потом от методов нетерпеливого и весьма жестокого Бога, уставшего ждать результата потуг Моисея на поприще освобождения евреев), и эволюционирующего в дальнейшем в эдакого исполнительного директора того самого плана,
как минимум, небезинтересна. Хотя что-то подобное уже и было в "Ное" Аронофски.
В остальном же очень и очень слабо: ни тебе развития персонажей, ни каких-то там конфликтов, заслуживающих интереса, что внутренних, что внешних, ни запоминающихся актерских перформансов.
Откровенное СТЕРИЛЬНО. Ридли продолжает катиться по наклонной.
Изменено: Ken Adams, 26 Март 2015 - 11:35