Сподобился посмотреть это фальшивое недокино.
Сразу закроем тему: Феникс шикарен. Пиздец я оригинален в 2к24.
Фильм не складывается во что-то цельное, с какой стороны ты на него не смотри. Он не самостоятелен как драма, потому что никому не упал, если бы не бренд и не актёр в главной роли. По моему убеждению, хайп обусловлен исключительно феноменальным образом Джокера от Хита Леджера, который порвал все шаблоны на тот момент. И ставка в фильме сделана ровно на то же - на некое (жалкое) подобие переосмысления популярного образа, поданного на серьёзных щщах и с прицелом на глубокую актёрскую игру.
Про претензии к режиссуре повторяться не хочется, но это материал не для Тодда Филипса, который в любом случае оказался вторичен - что относительно Нолана, что относительно Скорсезе. Набор режиссёрских приёмов скуден, и тебе бросают его прямо в лицо. Кстати, тут ещё не писали, что тот факт, что фантазии Артура визуально поданы неотличимо от реальности - это тоже режиссёрский почерк Скорсезе. Де Ниро, пожалуй, самая жирная пасхалка на "Короля комедии" классика. И в связи с этим у меня вопрос: а где тут самостоятельность проекта?
Становление Джокера Джокером в силу структуры фильма - это тоже набор клишированных сцен. Вот тут отпиздили негодяи, вот тут уволили с работы, а ещё он с мамой живёт, которую голую моет в ванной, и с девушкой отношения завести не может. Открытие! Как ново! Как необычно! (Нет). Всё это уже было в "Чёрном лебеде" и наверняка где-то раньше ещё.
С точки зрения сюжета это набор сцен в хронологическом порядке. Вот что у фильма является завязкой? Артур на момент начала уже жалкий неудачник и шизофреник, который прогрессирует в своём безумии. Ну давайте вырежем стартовые 20 минут и несколько вступительных сцен, начав, к примеру, с момента его увольнения, что мы потеряем? Мы просто начнём этот калейдоскоп историй с отметки позже по таймлайну, не потеряв суть. А где кульминация? Чем критически отличаются друг от друга убийства Джокером ненавистных ему людей? Максимум тем, что первые три убийства совершены на эмоциях, которые открыли герою собственную суть и которая в последующем не была раскрыта. Грубо говоря, псих понял, что ему нравится убивать и стал убивать. Ну охуеть как ново, этот сценарий точно соберёт миллиард! Развязки, как таковой, опять же не случилось, поскольку не было точки в развитии героя. Побегушки по психушки на финальных кадрах вообще выглядят пошло и руинят серьёзный подход при создании этого фильма.
Но, пожалуй, главное, фильм теряется внутри себя самого, не понимая, что он хочет донести. Например, а как случилась сцена, в которой героя увольняют в ходе телефонного разговора по уличному телефону? Он сам что ли боссу позвонил? Если да, то зачем? В его интересах сохранить всё в тайне с этим выпавшем пистолетом, так зачем лезть на рожон? Или его босс всегда звонит конкретно на этот уличный телефон? Что послужило завязкой этой сцены? (Возможно, в черновом монтаже этому и было какое-то объяснение, но имеем то, что имеем). А как оказалось так, что насквозь карикатурные богатеи (читай: ублюдки, и фильм это прямо показывает) ездят в метро? Или они не настолько богаты, как о них говорят в новостях? Тогда как их убийство получило одобрение общества, ненавидящего богачей?
В этом свете общий тон создаёт противоречивое впечатление: серьёзный тон и попытка исследования души душевнобольного происходит в карикатурном Готэме, где есть только бедные и только богатые, и первые ненавидят вторых. Всё это зачем-то происходит в 80-х (актуально, да?).
И на сладкое: у фильма нет идеи, нет авторского посыла или высказывания, кроме тех шаблонов, что я обозначил. Если одна из панчевых фраз про смешения психа и общество - это идея фильма, то и она разваливается при простом вопросе: а при чём тут общество? Артур - это больной и слабый человек, которого породило не общество, а несколько конкретных лиц. При чём этот псих каким-то образом оказался в кресле психолога (ну т.е. кто-то его туда привёл и кто-то оплачивает его лечение. Интересно, кто?), т.е. общество не осталось в стороне. Терапия Артура, правда, показана вскользь, отчего нельзя сделать выводы, почему она была неэффективный, и сценарист здесь прячет рояль в кустах: кабинет психолога закрыли из-за проблем с финансированием. Ах эти сраные богачи!
PS отдельная пошлятина - это вплетения в сюжет Уэйнов и их убийство, не имеющие для самого фильма и его (отсутствующего) сюжета никакого значения. Ну типа пасхалочки на эти ваши комиксы.
PPS если кто-то вдохновляется действиями Артура Флека, то удалитесь у меня из друзей.
Изменено: Пользователь Силы, 09 Январь 2024 - 18:31