Эх Возвращение джедая, конечно говорят о нём чутка поменьше нежели о первых двух фильмах, но всё же объём сказанного и написанного просто неимоверен. Вон про него до сих пор часовые обзоры делают с вырезками ещё на сорок минут. Так что снова остаётся пройтись по личным моментам. Из всей старой трилогии Звёздных войн этот фильм стал первым, который мне таки довелось увидеть самому, придя с утречка после дополнительных занятий в школе по каналу РТР. И тогда если честно фильм показался мне какой-то шляпой, тем более включил его как раз на моменте в лесах, где все эти коалы сражаются со штурмовиками. Помнится тогда я подумал, что после Скрытой Угрозы, это что-то совсем неудобоваримое, хотя дальше пошло мечемашество и космические баталии и потому я несколько потеплел к фильму, который столь шокировал меняя при включении. Правда при последующих просмотрах мне удавалось таки отключать свой рассудительный центр и получать в фильме удовольствие от тех моментов и вещей, что хорошо исполнены. В этот раз мне правда отключить нудного ворчуна удалось не полностью, ибо фильм-то оказался не шибко хорош уже как фильм.
Обычно считается, что самым сложным делом при съёмках трилогий является создание средней части, ибо там нет ни начала, ни конца, выстреливают дай бог половина ружей и авторы больше заняты сокрытием белых ниток, которыми пытаются сшить всё полотно повествования. Казалось бы в последней части нужно просто: задрать эпик в небеса, разрешить все конфликты и завязки,победить злодеев максимально красиво, но не всем дано выполнить сию программу-максимум. Хотя казалось бы успех уже двух частей гарантирует третьему фильму хороший приём и финансовый успех - теперь можно выдохнуть и вдавить педаль в пол, дабы выдавить максимум из киновселенной. Но видимо "не очень-то и хотелось".
Прежде всего фильм стал хуже работать именно как кино: построения кадров максимально стандартны, актёрская игра стала какой-то ненастроенной будто, темп фильма вроде бы не особо поспешный, но вместо душевных моментов: разговоров любимых персонажей, каких-то моментов раскрывающих вселенную или просто созерцательных медитативных мгновений дабы зритель перевёл дыхание; стали вставлять какие-то коробящие и откровенно странные сцены от каких-то музыкальных номеров до давно избитых штампов об аборигенах и кринжёвых битв в лесах. Конечно совсем без хороших вещей фильм не остался - здесь хватает и задушевных бесед и развесёлого экшена и действительно проникновенных мгновений, но их стало ощутимо мало по сравнению с прошлыми фильмами. По крайней мере в прошлых фильмах мне как-то не попадались места, которые мне хотелось перемотать из-за их бессмысленности, а тут такое появилось.
Если же глянуть на саму историю, то я и забыл насколько много времени занимают все приключения героев на Татуине, в попытках освободить Хана Соло. И за исключением совершенно непонятного музыкального номера эта часть смотрится вполне как то самое продолжение Империи, что народ в свои годы так ждал. Правда дольше начинается: вторая Звезда Смерти - вы что поехавшие, покажите какое-нибудь другое супероружие, что за самокопирование на пустом месте; родственные откровения из индийского кино - я конечно понимаю, что такой ход сделан для того чтобы избежать любовного треугольника Хан-Лея-Люк, но как это всё подаётся - ну и ну. Йода кстати мне в этой части понравился больше, может потому что умирал и у него уже не было столько возможности лить философскую воду в своих речах. Ну и все приключения с эвоками это какая-то несмешная комедия, которая в теории должна быть трогательной и радовать детей, вот только меня это всё не шибко обрадовало в детстве, а нынче просто смотрел с каменным лицом, подавляя зевоту. Вот ей богу гунганы были работой Лукаса над ошибками и они хотя бы тянули роль гордых аборигенов-воинов. А здесь когда смотришь на то с какой неловкостью двигаются эти коалы, и как они наносят какой-то вред, который не могут чисто физически нанести - остаётся только сделать вид, что смотришь пьесу и лёгкий шлепок по лицу или шпага засунутая в подмышки это серьёзно. Но по крайней мере космический театр боевых действий в целом не подвёл. Да и финальное испытание Люка в тронном зале Императора ощущалось весьма напряжённым - там как раз и чувствовался тот самых дух прошлого фильма.
А вообще Император тот ещё неосторожный тип. Ну знаешь ты что Энакин стал Вейдером из-за привязанности и чувства некоторой самости и жажды обладать тем, что уже имеет. Здесь же у Вейдера перед лицом находится тень надежды - надежды на то, что есть в этом мире что-то ЕГО, а не просто собачья служба учителю по инерции. И Император решил что тот кто пал на Тёмную сторону из-за близких просто проглотит, отнятие чего-то, что уже и так почти его. Ну и сам себе дурак выходит. И концовка в целом получилась хоть и достаточно сахарная, но герои этого заслужили и добились, а уж когда я увидел призрак Энакина из "Мести ситхов" то невольно улыбнулся. Так что в фильме есть чему цеплять просто он справляется с этим хуже своих предшественников.
Ну и в целом кино уже не выглядит таким безостановочным комическим боевиком и приключением как прошлая часть, так же он не может похвастаться некой фундаментальностью и старомодной медитативной вдумчивостью как Новая Надежда. Местами он ударяется то в какую-то комедию фарса, то в какие-то музыкальные клипы с компьютерными персонажами, явно добавленными уже в 90-е, то в какое-то переливание из пустого в порожнее. Конечно всё ещё можно смотреть его и даже получать от него удовольствие, но фильм будто не очень старается вам помочь с этим. Так что фильм этот хорошо подойдёт для просмотра, если у вас под рукой будет пульт, чтобы перематывать самые бессмысленные моменты.
Но если же подводить итоги по всей старой трилогии, то эти фильмы на удивление неплохо сохранились. Конечно все разговоры за "план Лукаса - план победы" это просто ретроспективная болтовня, ибо видно как фильмы кроились по мере развития серии, для разрешения каких-то чисто локальных и сиюминутных задач. Конечно бородач может сколько угодно рассказывать о едином видении, которое он проносил через года, но ё моё я видел как многое делалась в приквельные времена - все эти ретконы и впихивания в прокрустово ложе, чтобы через пару лет сломать ложе уже по другому. Так что оригинальная трилогия вполне соответствует всем киностандартам своей эпохи: старорежимный зачин с прорывными моментами, бескомпромиссный эпик и приключения в сиквеле и кино пытающееся следовать во все места разом, ещё и местами будто выверенное маркетологами, а не творческой группой. Так что посмотрел Оригинальную трилогию - считай посмотрел и на все тенденции крупнобюджетного кинематографа тех времён.
Изменено: Petrov-Vodkin, 29 Октябрь 2021 - 18:20