Опубликовано 29 Август 2006 - 05:11
Вот я еще раз посмотрел данный фильм, который с каждым просмотром все больше и больше приближается к званию "лучшая экранизация комиксов", конечно для меня. Ведь действительно фильм получился великолепный, достаточно оригинальный, притом, что нет огромных проколов в сюжете, повествование хронометраже и т.д., а мелкие проколы даже в сумме не в силах нарушить атмосферу, динамику и понимание героя. И опять же для меня. А вообще фильм я смотрел 5 раз (2 в кинотеатре, 3 дома) и каждый раз некоторые сцены нравились больше или меньше остальных (потом поясню). И я решил написать рецензию на этот фильм исходя из нескольких просмотров, но помня ощущения от первого. Ведь в этом и других моих любимых фильмах (о которых я решил тоже написать рецензии) мысли и чувства для рецензий идут сами собой в процессе просмотра, и не нужно напрягать мозг, чтобы их создать, это получается само собой, нужно лишь напрячся чтобы их упорядочить.
Так вот.Из Возвращение Супермена получилось кино не для всех, ведь этот фильм не пытается угодить абсолютно всем, чередуя разные жанры как -бы по отдельности и в чистом виде, получая в итоге или действительно хорошее кино, с легкой разнообразной атмосферой или полную пустышку, без атмосферы совсем. Здесь же атмосфера фильма намечена с самого начала, и она постепенно нагнетается и нагнетается, ведя фильм к кульминации, и после стихает. И сам факт, что она нагнетается выводит фильм из разряда "для всех". Ведь для кого-то она может вызвать отвращение, потому -что ожидается одно, но в фильме этого так и не будет, и весь фильм будет тянуться бесконечно долго, а кому-то может попасть в точку ожиданий и фильм пролетит просто мгновенно, как было со мной (Я пишу это, чтобы было понятно, что мое мнение очень субъективно, и аргументы в пользу фильма на полную верность абсолютно не претендуют).
Итак, фильм вышел безупречный во всех планах. В плане актерской игры, в плане спецэффектов, музыки, диалогов, понимания героев, юмора и т.д., но самое лучшее достоинство этого фильма в том, что все это переплетается в равномерное, красивое действие, образуя и дополняя атмосферу фильма. И оценивать этот фильм по пунктам очень сложно, лучше оттолкнуться от главного пункта и дальше, дополняя другими. А главный пункт на мой взгляд - это великолепно представленное Сингером, понимание Супермена, а именно его инопланетности (одинокости, отреченности) и масштабности. Это понимание навязывается в течение всего фильма с помощью всего, диалогов, спецэффектом, титров, выпусков навостей. А самое главное инопланетность блестяще показана на фоне семьи. Ведь теперь Лоис вышла замуж, и единственный человек, с которым общался Супермен, уже не хочет с ним общаться и поддерживать какие-либо отношения. При том, что жить ему больше негде, кроме как на Земле, а порыв улететь на Криптон показывает, что Супермену неуютно на Земле, ведь он инопланетянин, но вырос на земле, он хочет жить как все, но не может каждый день слышать чужой плачь и т.д. Подобные противоречия и составляют его внутреннюю драму, и сам новый Супермен по поведению изменился. Если раньше (в старых фильмах) он часто улыбался, после каждого спасения говорил какую-то фразу и вообще был более разговорчив, то здесь он не говорит ничего лишнего, практически не улыбается и не особо спешит спасать людей (в первый вечер своего появления первым-же делом летит к Лоис, а только потом спасать, во второй вечер по-моему почти не спасает) и эти факты очень снижают пафосность Супермена и всего фильма. А это хорошо. Его масштабность добивается уже с помощью сцен с Суперменом. Наверно многие заметили, что Супермен редко прерывает обычные ограбления, драки самоубийства и т.д. Сингер сделал классный ход, показав подобные сцены только в выпуске новостей, дав нам действительно только то, на что способен Супермен. Это сцены спасения самолета, города, вынос яхты, острова, обстрел под пулеметом (выстрел в глаз), при том что эти сцены сделаны статично, но очень красиво, у меня после просмотров всегда в глазах стоит или то, как он тормознул Самолет, или как вынес яхту, или замедленный растрел с пулемета полицейских, но попадание в Супермена и некоторые другие эпизоды , все просто, понятно и красиво и классно дополняется музыкой. Это такая свежая трактовка Супермена, но комикс без злодея не комикс, и фильм из-за этого идет в два фронта. Первый - показ мира Супермена и семьи Лоис, а второй - показ плана Лутора. И не знаю как всем, но мне план показался приемлемым и даже понравился. Ведь для масштабного героя нужен масштабный план, и по моему его осуществление за счет инопланетной цивилизации, которая обошла Землян на тысячи лет можно воспринимать всерьез. Где-то писали, что лучше бы Лутор изобрел новую атомную бомбу, и я думаю о том, что славо богу что не изобрел. Ведь для этого нужны годы трудов, а если бы он изобрел эту бомбу легко и просто это бы только повысило пафос картины, а здесь мы не знаем, на что способна эта инопланетная цивилизация (включая кристалы) и использовать в фильме про Супермена оружие, которое сродни с самим героем фильма, только добавляет масштабности происходящего и делает атмосферу более мощной.Но это не главное. По-моему главное то, как нам преподнесли этот план, этому тоже надо научиться. Даже в Бэтмен: Начало мне не так понравилось, как его приподнесли. А здесь, сначала интересно круша макет города (кстати тоже прикольная сцена), затем в великолепном диалоге Лекса и Лоис, затем в избиение Супермена ну и на последок дают понять, что весь то план не был осуществлен (т.к. Лекс еще не использовал все кристалы, легко бросил остров, но остальные кристалы взял с собой, т.е. все инопланетные технологии и все удобства появились, если бы Лекс вырастил все кристалы. К тому-же Супермен выносил в космос по размерам явно остров, а не материк, какой показан на карте и становится понятно, что план весь не осуществлен).Т.е. план не туп (и славо богу есть), в атмосферу вписывается и замечательно преподнесен. Я даже, когда уже знал план, с огромнейшим удовольствием каждый раз слушал диалог Спейси и Лоис. И вообще большинство фраз и диалогов Спейси потом повторяются сами собой (в ушах стоят), подобно тому, как в глазах стоят сцены с Суперменом. И паралельное чередование этих персонажей, разбавляя фильм сценами с Лоис и Ричардом делает фильм просто великолепным, по атмосфере, для глаз и для ушей.
Потом хочу сказать про сцены в Супермене. А именно, что они разнообразны: первые (с Суперменом) происходят в разных местах действия ( в космосе, в воде, на земле, в небе, на новом острове) все с крупными планами и т.д., что я уже говорил, но в них мало экшна. Т.е. те кто ждал, что Супермена будут вколачивать в асфальт, кидаться машинами и т.д. будут разочарованны, т.к. в фильме акцент делается не на экшн, а на то, чтобы сцены были красивы и запоминающиеся. Но есть и другие сцены не связанные с Суперменом, а две даже со спецэффектами. И эти сцены распределены по фильму равномерно, в отличие от многих других комиксов, где удар делается, на 1, 2 сцены куда сливается все хорошее от фильма, остальное ,делая полной фигней, И это остальное показывают лишь для того, чтобы сходить в это время в буфет.Когда про сцены из Супермена я, что только не читал: что лучшее - спасение самолета, что самая красивая сцена вынос яхты, кому то больше понравилось ее крушение, кто-то говорит, что кроме Метрополиса ни одна сцена не удалась, кто-то, что после крутых титров фильм смотреть было скучно, кто-то, что запомнилась только игра на рояле и т.д. Мне же после 4-х просмотров поочередно понравились все сцены, включая пулемет и висение Супермена в космосе. И хотя среди этих равных друг другу (в хорошем смысле) сцен трудно выделить кульминацию (ей может быть: Метрополис, диалог Спейси и Лоис, осуществление плана Лекса, вынос острова, попадание в больницу, вообще для кого как), я же считаю кульминацией, по-моему самую сильную сцену фильма - избиение Супермена. Потому-что в этой сцене первый раз ломается понимание героя, (которое дается по всему фильму) как непобедимого, масштабного героя, который готов был бросить Землю, но сейчас его избивают, как самого обычного человека, который это не заслужил, а он пытается уползти и еще пожить в недавно чуждом ему мире. Это по-моему мощная кульминация, которая потом потихоньку снижает обороты фильма и ведет его к ожидаемому финалу. Кроме того я очень доволен актерами: Рут по-моему идеально подходит на роль, Спейси сыграл отлично, Лоис и Ричард убедительно сыграли помолвленных. Шутки, хоть и сделаны для того, чтобы разбавить атмосферу, тоже разнообразны (от тупых до нормальных, как про тормоза), и самое главное не выстраданны. И вообще я от фильма в восторге и поставил бы 10 из 10, если бы сцена спасения Метрополиса была сделана по мощнее (просто на макете она была так прикольно показана, что я очень ее ожидал, думая что все будет точно также, но с Суперменом) и по-моему не очень удачный (чуть чуть затянутый) диалог Супермена с Лоис на крыше. А так 9.5 из 10