Итак, некогда молодой, талантливый и где-то даже культовый режиссёр, а теперь просто муж Мадонны Гай Ричи, сняв в 1999 году
«Карты, деньги, два ствола» взял весьма неплохой старт, критики заговорили о новой звезде на небосклоне британского кино, голливудские продюсеры выстроились к нему в очередь.
«Большой куш» повторял формулу успеха «КДДС», но только с гораздо большим бюджетом и звёздами первой величины. За режиссёром закрепилась слава автора стильных, но не обремененных интеллектуальностью фильмов, эдакого «Тарантино для самых маленьких». И всё вроде шло хорошо, но видимо амбиции не давали Ричи покоя, и он решил доказать всему миру, что умеет снимать не только однотипные криминальные комедии. И снял
«Унесённых» с Мадонной в главной роли - римейк мелодрамы 1974 года. Сказать, что это был провал – значит, ничего не сказать. Фанаты в шоке, критики злорадствуют, продюсеры разбежались, кто куда. Так что на свой новый проект,
«Револьвер», сценарий которого был написан ещё до «Унесённых», Ричи пытался долго и упорно найти денег в Голливуде, но всё крупные студии отказались от его услуг. И хотя продюсеры объясняли свой отказ тем, что их не удовлетворяет сценарий, наполненный какой-то мистикой и каббалистическими символами (благодаря жене, большой поклоннице этого учения, Гай Ричи тоже серьёзно увлёкся каббалой), но общественность была склонна винить в этом коммерческий провал «Унесённых». Потерпев неудачу в Голливуде, Гай Ричи решил попытать счастье за океаном. Где и нашёл продюсера Верджини Силлу, чей муж когда-то снял
«Леона» и
«Пятый элемент», а теперь продюсирует французские кинопроекты разной степени тяжести. Другими словами – встретились однажды муж Мадонны и жена Люка Бессонна и решили сделать кино. И сделали.
Во время просмотра «Револьвера» понимаешь, что этот фильм относиться к той категории, когда или фильм настолько гениален, что нам, простым смертным, его не понять, или это абсолютно пустая картина. И, как в сказке о голом короле, не знаешь что делать – с одной стороны не хочешь прослыть недалёким человеком, который не смог уловить суть фильма, а с другой – смотришь на экран, а происходящее там как было, так и остаётся бессмысленным. Так что, в данном случае, похоже король всё-таки голый.
Фильмы Гая Ричи всегда славились запутанной сюжетной линией, обилием второстепенных персонажей, занятными диалогами, стильным видеорядом и точным музыкальным сопровождением. И, хотя данном случае все эти составляющие налицо, на этот раз они не сработали. Сюжет перекручен на столько, что происходящее превращается в кашу из персонажей, действий и сцен, смысл многих из которых остается неизвестен, а где и просто не имеет к сюжету никакого отношения. Весь фильм задаёшь себе вопросы типа «почему герой так поступил?», «что он хотел этим сказать?», «а это кто ещё такой?» и «что вообще происходит?». Диалоги наполовину состоят из уже сказанного в фильме ранее, так что к концу фильма фраза о том, что «стать умнее можно только играя с более умным противником» звучит раз двести. И постепенно начинаешь понимать, что претензии голливудских продюсеров к качеству сценария не были такими уж необоснованными. Обилие деталей и символов только усугубляет картину – здесь слишком много всего. Здесь даже эпиграфов целых пять, чего уж говорить об остальном.
Кстати, некоторые склонны сравнивать «Револьвер» с
«Бойцовским клубом». Многозначительность фраз и действий персонажей Ричи очень легко спутать с осмысленностью. Но сколько герои «Револьвера» ни сотрясают воздух заковыристыми сентенциями, это не придаёт всему фильму ни грамма смысла. Всё общее, что есть у новой картины Ричи с шедевром Дэвида Финчера – это закадровые монологи главного героя и общий шизофренический настрой.
В принципе, не всё так плохо. При большом желании можно проследить в фильме сюжетную линию, хотя авторы сделали всё, что бы вам этого не удалось. Ричи отказался от комедийных элементов, так что фильм производит впечатление более зрелой работы, чем ранние картины режиссёра. Удачна операторская работа, периодически авторы экспериментируют с изображением. Актёры тоже неплохо справляются, хотя Рей Лиотта почти весь фильм вынужден ходить в одних семейных трусах. Не изменил режиссёру и музыкальный вкус, хотя за кадром теперь по большей части звучат классические произведения, опять же, как признак большей взрослости. Целые эпизоды возвращают нас в годы триумфа «КДДС» - тот же монтаж, колоритные персонажи, стильно снятое насилие, неожиданный юмор. Но на фоне остального они так и остаются отдельными, вставными эпизодами.
И вообще, даже невооружённым взглядом ясно, что на экране всё происходит не просто так, что режиссёр определённо хотел всем этим что-то сказать. Но вот что – он так и не потрудился объяснить. Или, что вернее, ему просто не удалось это сделать. Оказалось, что за пределами собственного жанра, Гай Ричи весьма посредственный постановщик. Шахматы, криминал, афёры, игорный бизнес – в перечислении все ингредиенты «Револьвера» выглядят более чем привлекательно и более профессиональный режиссёр смог бы сделать из них толковое, интересное кино. А вот Ричи не смог создать не то интересную, но хотя бы внятную и ясную историю. Нечто похожее произошло с Яном Куненом. Режиссёр культового
«Добермана» не смог справиться с большим бюджетом, звёздами и спецэффектами, и его вторая картина
«Блюберри» превратилась в пустой аттракцион психоделии.
Изменено: Tyler Darden, 27 Июль 2007 - 16:28
"Well, I ain't evil, I'm just good lookin'..." Alice Cooper, "Feed My Frankenstein"
"Я скорее не поверю Гуглу, чем Тайлеру." serialmom